Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

БРЯНСКИЙ АЭРОДРОМ И ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ     


Брянск. Памятник летчикам       Без серьезных исследований трудно точно сказать, когда в Брянске появились первые авиаторы. Однако уже в 1916 году в Брянске базировался пятый авиапарк под командованием военного летчика штабс-капитана В. Ольховского. Этот человек не только был пилотом, но и построил самолет собственной конструкции. Больше пока историки-краеведы об этом периоде ничего не знают. Но точно известно, что с 1926 года началось строительство аэродрома на поле в 200 гектаров между городом Брянском и селом Городищем. А с первого октября 1927-го стала формироваться 15-я авиационная бригада под командованием старшего военного летчика Лопатина (приказ РВС СССР N2 704/131 от 1925 года). 17 октября прибыли первые авиаторы, в том числе тогда еще малоизвестный командир звена Валерий Павлович Чкалов. В 1929-м в Брянск на должность командира 15-й авиаэскадрильи имени ЦИК СССР был назначен Евгений Саввич Птухин - личность незаурядная. Несколько лет спустя, в Испании он был советником, заместителем командующего ВВС республики, в 1941-м стал генерал-лейтенантом, Героем Советского Союза ... Командовал 17-й эскадрильей Петр Иванович Пумпур - старый товарищ Птухина, в 1939-м - советник в республиканской Испании, принимал участие в воздушных боях, Герой Советского Союза с 4 июля 1917 года. В бригаде, которая соответствовала дивизии, было три эскадрильи. На аэродроме базировалось свыше ста истребителей И-2 бис (первый советский истребитель конструкции Григоровича). У каждой эскадрильи был собственный ангар. До 1933 года в звене с Владимиром Коккинаки и Виктором Евсеевым летал здесь, обучая молодых пилотов, и Степан Супрун (так же, как и Коккинаки, известный в стране летчик-испытатель, участник боевых действий в Китае с японскими ВВС, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР). А также будущий Герой Советского Союза (звание присвоено 14 ноября 1937 года), генерал-лейтенант авиации, летчик-испытатель, начальник НИИ им. В.П. Чкалова Алексей Сергеевич Благовещенский.
      Брянск территориально вошел в образованную Западную область с центром в Смоленске. С 1 июня 1936 года бригада получила наименование 83-й авиационной им. профсоюзов Западной области. Как одна из лучших в Белорусском военном округе, она неоднократно участвовала в воздушных парадах в Москве. С 28 августа по 3 ноября 1935 года десять самолетов И-16 постройки завода № 39 проходили войсковые испытания в 1О7-й эскадрилье Брянской авиабригады. Всего выполнено более пятисот полетов, из них 100 ночью. Более двух тысяч фигур высшего пилотажа! В отчете о войсковых испытаниях строевые летчики давали такую оценку И-16: "Обладает отличными пилотажными качествами". Там же указывалось: "Управление самолетом легкое, реагирует на малейшее движение рулей". В период внедрения новой авиатехники бригаду неоднократно посещал конструктор - "король истребителей" Николай Николаевич Поликарпов. Встречаясь со строевыми летчиками, он внимательно выслушивал их замечания по конструкции и характеристикам машины ...
      1936-1938 годах 79 летчиков 83-й авиабригады сражались в небе республиканской Испании и Китая. Они прибыли туда на своих И-16. Десять из них стали первыми Героями Советского Союза. Семнадцать пилотов погибли в боях и катастрофах. Хотелось бы коротко рассказать о них.
      Капитан Сергей Федорович Тархов. Эскадрилья под его командованием в воздушных боях под Мадридом нанесла противнику большой урон в живой силе и технике. 13 ноября 1936 года летчик в одиночку вел бой с группой Не-5, его самолет столкнулся с самолетом обер-лейтенанта Крафта Эберхардта. Тархов покинул самолет, а командир немецкой эскадрильи погиб. (Возможно, это был таран). Спускаясь под парашютом, наш ас был обстрелян с земли, а затем избит жителями Мадрида, которые приняли его за пилота генерала Франко. Благодаря советскому журналисту Михаилу Кольцову расправа была остановлена и пилот был отправлен в госпиталь, где умер от ран 23 ноября 1936 года. Звание Героя ему было присвоено 31 декабря 1936 года посмертно.
      Лейтенант Владимир Михайлович Бочаров - командир авиационного отряда. 14 ноября 1936 года в воздушном бою под Мадридом дрался с пятью самолетами франкистов. На поврежденной машине произвел вынужденную посадку на территории противника. Отстреливался до последнего патрона ... Через несколько дней на парашюте франкисты сбросили ящик с его изуродованным телом. Там же была записка: "Так будет с каждым красным летчиком". Звание Героя Советского Союза присвоено также в последний день 1936 года.
      Лейтенант Иван Андреевич Хованский. Родился в 1908 году в Брянске. Воспитывался в детдоме. Погиб в воздушном бою 6 января 1937 года. Награжден орденом "Знак Почета" (за испытания авиатехники), орденом "Красного Знамени". За героизм и мужество, проявленные в боях, присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
      Лейтенант Никифор Федотович Бананов - командир звена И-16. В Испании с ноября 1936-го по 27 мая 1937-го. Лично сбил два самолета противника. Во время боевого вылета 12 января 1937-го был тяжело ранен в руку и горло. Нашел в себе силы посадить самолет без шасси на своем аэродроме. И тут же потерял сознание. Герой Советского Союза от 27 июля 1937 года, депутат Верховного Совета СССР. В Великую Отечественную войну - полковник, зам.командира, командир 295-й истребительной авиадивизии. Лично участвовал в воздушных боях. С 1946 года жил и работал в Брянске. Умер 3 июня 1981 года.
      Командир отряда, эскадрильи И-16 капитан Константин Ильич Колесников. Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в железнодорожном депо. В 1930 году окончил Борисоглебскую школу летчиков-истребителей. В 1935-м избран членом ЦИК СССР. В Испании с ноября 1936 года. Погиб в авиакатастрофе 12 мая 1937 года. Имел 4 личных и 3 групповых победы. Герой Советского Союза.
      Командир эскадрильи И-16 старший лейтенант Петр Федорович Шевцов. В Испании с ноября 1936 года. В воздушных боях сбил несколько самолетов противника. Звание Героя присвоено 22 октября 1937 года ... 19 августа 1940 года полковник Шевцов, направляясь в отпуск, на железнодорожной станции Актюбинск доставил в отделение милиции некоего гражданина, заподозренного им в шпионаже. Допустил случайный выстрел, которым легко ранил сотрудника НКВД. Шевцов был понижен в должности. Во время войны в звании полковника летал рядовым летчиком в одном из полков ВВС. Позже командовал 272-м авиаполком. 17 января 1944 года при выполнении боевого вылета трагически погиб в авиакатастрофе.
      Лейтенант Сергей Александрович Черных. В Испании с ноября 1936 года. Командир "снайперского звена" И-16. Герой Советского Союза с 31 декабря 1936 года. Имел 5 личных и 3 групповые победы. После возвращения в СССР – командир авиаотряда, старший лейтенант. С августа 1937-го майор С. Черных командовал эскадрильей, с 1938-го - Брянской авиабригадой. С августа того же года зам. начальника ВВС Дальневосточного фронта, участник боев в районе озера Хасан. В 1940 году окончил Военную академию Генштаба. С мая 1940-го - зам. начальника ВВС Одесского военного округа, комбриг. С июня 1940-го - командир 9-й смешанной авиационной дивизии, генерал-майор. Депутат Верховного Совета СССР l-го созыва. 8 июля 1941 года С. Черных был арестован в Брянске по обвинению в преступном бездействии и спустя 20 дней приговорен в Москве к расстрелу. Реабилитирован 5 августа 1958 года.
      Старший лейтенант Александр Степанович Осипенко. В Испании с 12 января 1938 года. В феврале 1939-го присвоено звание Героя Советского Союза. Вернувшись в СССР, служил заместителем командующего Московским военным округом. В войну - командир истребительной дивизии, командующий истребительной авиацией ПВО, зам. командующего войсками ПВО страны. С 1959-го года в запасе, проживал в Москве.
      Капитан Сергей Прокофьевич Денисов. В Испании с ноября 1936 года. Герой Советского Союза с 4 июля 1937 г. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава. Участник боевых действий на Халхин-Голе. В период войны с белофиннами - командующий ВВС 7-й армии. В марте 1940 года повторно удостоен звания Героя. С апреля 1940-го - командующий ВВС Закавказского военного округа. С августа 1941-го - начальник Качинской школы пилотов, С февраля 1944-го - в главном штабе ВВС. Умер 16 июня 1971 года.
      Младший лейтенант Иван Алексеевич Лакеев. В Испании с ноября 1936 года. В ноябре 1937-го присвоено звание Героя Советского Союза. Участник боевых действий на Халхин-Голе и в Финской кампании. В начале войны - заместитель командира 14-й авиадивизии. С марта 1943-го - командир истребительной авиационной дивизии. С 1955 года в запасе, проживал в Москве.
      Война в Испании показала, что вооружение И-16 требуется усилить. Николай Поликарпов от серии к серии совершенствовал свое детище. По указанию директора завода номер 21 Мирошникова была построена войсковая серия И-16 и с четырьмя пулеметами отправлена для испытаний в Брянскую бригаду. Из письма директора завода начальнику ВВС Я. Алкснису: "Завод по личной инициативе на И-16 установил к двум пулеметам дополнительно еще два в крыльях. Испытания показали прекрасные результаты". Командир Брянской бригады Торхов дал прекрасный отзыв об этих машинах, и это подтвердил вам Герой Советского Союза Черных. Он заявил: "Было бы очень хорошо, если бы нам дали туда, откуда я приехал (т.е. в Испанию), четырехпулеметные машины, которые испытывались в нашей эскадрилье".
      В начале войны, до появления "Мессершмитта", И-16 был лучшим из истребителей. Гауптман Ховальд из "Легиона Кондор" вспоминал: "Наши Не-51 были слишком медлительны по сравнению с этими новыми машинами. Это казалось невероятным, но они набирали высоту гораздо быстрее нас и могли играть с нами, как им захочется ..."
      С присоединением к СССР Западной Украины и Белоруссии бригада перебазировалась на приграничные аэродромы, а на Брянском расположилась 35-я дивизия дальней авиации, на вооружении которой находились самолеты ДБ-Зф (Ил-4). На самолетах этого типа в 1941-м советские летчики бомбили Берлин ... В период оккупации Брянска аэродром не пустовал. Здесь вовсю хозяйничали фашистские асы. В послевоенное время в Брянске размещался штаб корпуса ПВО. На аэродроме базировался полк перехватчиков МиГ-15, МиГ-17, в котором были и Герои Советского Союза, и летчики, воевавшие в 1950-х годах в Корее. Трое из них позже работали в Брянском авиаотряде гражданской авиации. Так, у Анатолия Павловича Гоголева было две победы в Корее, у Николая Петровича Кравцова - три, у Александра Максимовича Кочегарова - пять. Самолет последнего ныне красуется на постаменте памятника летчикам.
      В семидесятые годы 20-го века полк Брянского корпуса ПВО, вооруженный ракетным комплексом C-75, наводил ужас на американских пилотов во Вьетнаме. В те же годы аэродром осваивал Брянский объединенный отряд гражданской авиации, личный состав которого проделал огромную работу в народном хозяйстве страны. Здесь трудились такие люди, как дважды Герой Советского Союза П. Камозин, Герой Советского Союза И. Кашин, кавалер двух орденов Трудовой Славы А. Чувилин и многие другие, отмеченные за добросовестный труд госнаградами.
      Такова вкратце богатая событиями история нашего аэродрома. Уже подписан план застройки бывшего аэродрома. Вероятно, взлетная полоса станет проспектом в новом микрорайоне. Думаю, его могли бы назвать в честь летчиков-интернационалистов и установить на нем несколько шестиугольных аэродромных плит с именами людей, верой и правдой служивших Родине. Через 16 лет исполнится век, как эти плиты были уложены в основу славного аэродрома. Только останется ли это в памяти потомков? Или мы снова закатаем историю в асфальт.

Старый аэропорт
Старый аэропорт

      В память о брянских пилотах, защищавших нашу Родину в годы Отечественной войны и выполнявших воинский долг в послевоенные годы, неподалеку от летного поля старого аэропорта был установлен на постамент знаменитый реактивный истребитель 50-х годов МиГ-17. Памятник открыли в год 30-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот памятник имеет и другое значение. Первоначально Брянский аэродром был военным, и жители города часто видели поднимающиеся на охрану спокойствия родной страны грозные истребители. Затем военная база была перестроена в гражданский аэропорт, и место боевых машин заняли работяги АН-24, ЯК-40, самолеты сельхозавиации... И теперь в мемориальной композиции последний МиГ взмывает в ясное голубое небо; его миссия завершена и отныне наступает время летать здесь только гражданским самолетам.
      Мгновение - и, кажется, истребитель стремительно взлетит в небо. Мгновение и он наберет скорость. Нырнет в облака и ринется в бой с врагом.
      Боевой самолет установлен на высоте шестнадцати метров на стальной консоле под углом. Ее длина сорок два метра. Верхняя часть консоли облицована алюминием, нижняя - стальными листами. Гранитом отделано основание постамента. На фюзеляже самолета номерной знак 30.
Брянск. Памятник летчикам       "В небо! На защиту советской земли! Эта мысль была главной для тех, кому воздвигнут наш монумент. Пусть небо не хранит их автографов. Пусть время и облака закрыли от нас имена, - гласит надпись на одной из мраморных плит, установленных у монумента, - но память сердца бережет всех. Мы помним прославленного советского летчика - одного из первых Героев Советского Союза Валерия Чкалова, служившего в Брянске в 1927-1928 годах. В 1936-1938 годах 30 летных экипажей из Брянска сражались в небе республиканской Испании. За мужество и славу 10 летчиков удостоены звания Героя Советского Союза: Н.Ф. Баланов, В.М. Бочаров, С.П. Денисов, А.М. Колесников, И.Л. Лакеев, А.С. Осипенко, С.Ф. Тархов, И.Л. Хованский, С.Л. Черных, П.Ф. Шевцов.
      В 1941-1945 годах военные летчики громили врага на фронтах Великой Отечественной войны: летчики З-й гвардейской истребительной и 31З-й ночной ближнебомбардировочной авиационных дивизий героически сражались на Брянском фронте, за что дивизии получили наименование "Брянской" и "Бежицкой". Мы помним своих земляков, которые на всех фронтах Великой Отечественной Войны бесстрашно защищали нашу родную землю. Слава всем крылатым воинам-защитникам чистого неба Советской Родины!
".
      Следует добавить, что за отличие в боях по ликвидации Орловского плацдарма и освобождение Брянщины от немецко-фашистских захватчиков 32-й гвардейский истребительный авиаполк награжден орденом Ленина, а 64-й и 65-й гвардейские авиаполки - орденом Красного Знамени. За личную отвагу и мужество, проявленные при освобождении Брянска и Бежицы, одиннадцати летчикам присвоено звание Героя Советского Союза, более сорока летчиков-земляков удостоены звания Героя Советского Союза.
      Активное участие в его возведении приняли коллективы завода дорожных машин, строительно-монтажного управления №4, автобазы №9, авиаотряда, института "Брянскгражданпроект", ВКТИ-стройдормаш, строительно-монтажного управления треста "Стальконструкция", "Спецдорремстройуправления". Об этом напоминает другая надпись на мемориальной плите. Автор архитектор Ю.И.Тарабрин, технический руководитель В.А. Золотухин. Памятник установлен при въезде в Брянск со стороны Смоленска на улице Красноармейской.

Брянск. Памятник летчикам
Открытие памятника летчикам. 1975 г.

Брянск. Памятник летчикам

Брянск. Памятник летчикам



      В начале восьмидесятых годов Брянский аэропорт освоил эксплуатацию газотурбинных самолетов Як-40. Были дополнительно открыты новые воздушные линии из Брянска в Сочи, Минеральные Воды, Симферополь, Ленинград, Ригу ... 3а 1973-1974 годы брянские самолеты перевезли 287 тысяч пассажиров. Позднее авиаторы совершали прямые рейсы в двадцать пять городов страны. Брянск бурно развивался. Аэропорт фактически оказался в центре города. Он создавал реальную угрозу безопасности жизни населения. 3ажатый в тисках расширяющихся микрорайонов, аэропорт не имел перспективы. Он мог принимать самолеты 3-го класса - Як-40 и Ан-24 - весом до двадцати тонн. Не раз местные власти, руководство авиаотряда ставили вопрос о переносе аэропорта. Не так-то просто было решить эту проблему. Требовались большие затраты. Наконец было принято решение "на высшем уровне". Летом 1987 года на месте будущего аэропорта еще зеленело обычное поле. Однако вскоре здесь появились строители, мощная техника. Активно начались работы. Прошли годы ... И вот 8 декабря 1994 года в 15 часов 43 минуты навсегда погасли огни старого аэропорта в центре города. 3а пару десятков километров от него засияла дорожка новой взлетно-посадочной полосы. На следующий день с нового аэродрома в воздух поднялся первый самолет. Пока он выполнял технический рейс. Новый Брянский аэропорт проектировался много лет назад как аэропорт местных воздушных линий для самолетов типа Як-42 весом в 61 тонну. Выгодное геополитическое положение сразу же отразил ось на работе нового аэропорта . Через него проходит международная воздушная трасса R-22, соединяющая Москву с Киевом, Западной Европой, Ближним Востоком, Северной Африкой. В сентябре 1995 года распоряжением Правительства России Брянскому аэропорту присвоен статус международного. Взлетно-посадочную полосу необходимо было удлинить на триста метров. И это было сделано. 16 сентября 1998 года здесь впервые произвел посадку самолет Ту-154. Начались регулярные рейсы самолетов Ил-76 грузоподъемностью до двухсот тонн и ТУ-154, рассчитанных на 170 человек. Пассажирские и грузовые перевозки совершались в Турцию, Болгарию, Италию, были приняты первые рейсы из Америки, Кореи, Китая ...

Брянск. Новый аэропорт

      В Брянске построят еще один памятник летчикам. Появится он в центре Бежицы и увековечит славные имена и биографии почти двух с половиной десятков авиаторов, воспитанных Брянской землей. Инициативу членов ветеранской организации имени дважды героя Советского Союза Павла Камозина поддержали местные власти и бизнес. Первую очередь будущего мемориального комплекса планируют открыть весной-летом 2012 года.

***

      Боевой самолет-истребитель установлен на пьедестале при въезде в Брянск со стороны Смоленска. Монумент боевой славы летчиков - защитников Родины сооружен в год 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на общественных началах. Автор проекта - Ю. Тарабрин.
      Небо не хранит автографов. Но память сердца бережет имена героев. В Брянске в 1927-1928 годах служил прославленный советский летчик, один из первых Героев Советского Союза Валерий Чкалов. Воспитанники Брянского аэроклуба храбро сражались с фашистами в небе Испании. Летчики С.Ф. Тархов, С.П. Денисов, В.М. Бочаров, Н.Ф. Баланов, Н.И. Колесников, И.А. Лакеев, А.С. Осипенко, И.А. Хованский, С.А. Черных, С.А. Шевцов были удостоены звания Героя Советского Союза. Славные боевые традиции летчики-земляки приумножили в годы Великой Отечественной войны. Сорок четыре человека получили высшие награды Родины. Мастерство и мужество пилотов обеспечили воздушный мост между Москвой и Брянским партизанским краем. Самолеты с Большой земли доставляли народным мстителям оружие, боеприпасы, медикаменты, одежду, продовольствие, газеты, письма. Из брянских лесов на самолетах было вывезено около 9 тысяч человек, в том числе более 3 тысяч раненых и больных партизан. Монумент боевой славы напоминает и о тех воздушных асах, которые освобождали наш край от немецко-фашистских захватчиков.
      Здесь у монумента прославленным крылатым воинам вспоминаются имена брянцев Венедикта Ковалева, направившего свой горящий самолет на зенитную батарею противника, Ильи Катунина, бросившего воздушную машину на корабль врага.
      Легендарным стало имя летчика-истребителя дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина. Им в годы войны совершено 750 боевых вылетов, сбито лично 35, а в групповых боях 13 самолетов противника. На одном из самолетов, сбитых воздушным асом, летели восемнадцать фашистских генералов. П.М. Камозин родился в 1917 году в Бежице. До Великой Отечественной войны работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн" (ныне производственное объединение "Брянский машиностроительный завод"). Занимался в местном аэроклубе.

Брянск. Здание Брянского аэроклуба
Здание Брянского аэроклуба

Брянск. Здание Брянского аэроклуба

Брянск. Здание Брянского аэроклуба

       Затем П.М. Камозин учился в Борисоглебском авиационном училище, служил летчиком-инструктором в запасном полку, а с октября 1942 года - в действующей армии.
      Первая Золотая Звезда Героя Советского Союза была присвоена П.М. Камозину 1 мая 1943 года. А 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и героические подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками командир эскадрильи капитан П.М. Камозин был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
      "Брянск 1000-летний", В.И. Полозов, В.В. Скидан, 1985 год.

***

      В небо, ввысь!
      Мгновение - и, кажется, истребитель стремительно взлетит в небо. Мгновение - и он наберет скорость. Нырнет в облака и ринется в бой с врагом. Брянцы радостно восприняли появление в своем городе необычного монумента. Оно и понятно. Уже в двадцатые годы в Брянске был открыт аэроклуб, который считался одним из лучших в стране.
      Здесь прошли первоначальную подготовку и обрели крылья многие юноши, ставшие впоследствии замечательными летчиками. Уроженцы Брянщины храбро сражались с фашистами в небе Испании. Десять из них С.Ф. Тархов, С.П. Денисов, В.М. Бочаров, Н.Ф. Баланов, Н.И. Колесников, И.А. Лакеев, А.С. Осипенко, И.А. Хованский, С.А. Черных, С.А. Шевцов - были удостоены звания Героя Советского Союза, пятнадцать человек дважды награждены орденом Красно Знамени.
      Эти замечательные традиции приумножили участники Великой Отечественной войны. Сорока четырем нашим летчикам-землякам присвоено звание Героя Советского Союза. Клинчанин Михаил Плоткин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года участвовал в бомбардировке Берлина. Брянцы Венедикт Ковалев направил свой горящий самолет на зенитную батарею врага, а Илья Катунин - на вражеский корабль.
      Это им и многим другим прославленным асам - монумент боевой славы. Брянцы всегда помнят и о тех, кто отличился при освобождении нашего края от гитлеровских захватчиков: 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия получила наименование Брянской, а 313-я ночная ближнебомбардировочная авиационная дивизия - наименование Бежицкой. За подвиги, совершенные в небе Орловщины и Брянщины. 32-й Гвардейский истребительный авиаполк награжден орденом Ленина, а 64-й и 65-й Гвардейские авиаполки – ордена Красного Знамени. За личную отвагу и мужество, проявленные при освобождении Брянска, одиннадцати лучшим летчикам было присвоено звания Героя Советского Союза.
      Монумент боевой славы летчикам сооружен жителями Брянщины на общественных началах. Его автор Ю.И. Тарабрин. Непосредственное участие в строительстве и благоустройстве территории приняли коллективы завода дорожных машин, строительно-монтажного управления № 4, Брянского авиапредприятия гражданской авиации, многие транспортные организации, учащиеся школ и техникумов.
      В небо! На защиту Советской земли! Эта главная мысль убедительно воплощена в монументе нашим прославленным летчикам.
      "Памятники земли Брянской", Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 год.


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова