Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   
 

 

ЦЫКИН МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ     


Цыкин Михаил Дмитриевич       Родился 31.08.1922 года в селе Красное ныне Выгоничского района Брянской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944 года. Окончил 10 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. Работал слесарем на заводе в Брянске. В Советской Армии с 1940 года. В 1942 окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года. Командиp звена 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) лейтенант Цыкин к февралю 1945 года совершил 437 боевых вылетов; в 68 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 6 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 18.08.1945 года. После войны продолжал службу в ВВС. С 1967 полковник Цыкин — в запасе. Живёт в городе Люберцы Московской области. Работает на машиностроительном заводе. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

***

      "Золотые" крылья.
      Михаил Дмитриевич Цыкин родился в 1922 году в селе Красное Выгоничского района. Вырос в простой крестьянской семье, где было пятеро детей, он был средний. Учился в Красносельской школе. Учился хорошо. После окончания семилетки в 1938 году поступил в ФЗУ в городе Брянске. Потом работал на заводе имени Кирова (ныне завод "Дормаш") и одновременно посещал летную школу, учился парашютному делу в аэроклубе. В 1940 году Михаил Дмитриевич был призван в Красную Армию.
      В 1941 год он поступил в Борисоглебское летное училище. "Дорогие мои, вот мне и доверили самолет, счастлив, что избрал эту дорогу. Можете не сомневаться: буду крепко держать штурвал", - писал он родным. В 1942 году окончил летное училище и был направлен в город Горький. Учился летать и воевать на усовершенствованных самолетах ЛАГ-3, ЛА-5, МИГ-3. 23 марта 1942 года после Сталинградской битвы полк был переброшен в Донбасс. Воевать было очень трудно. Учились владеть высотой, скоростью, умением вести воздушные бои с превышающим по силе и мощи противником. Летчик одержал здесь первую победу над врагом. Шестерка советских ЛА-5 прикрывала наши войска с воздуха. - Будьте внимательны, в воздухе - "мессеры", - предупредили летчиков. Завязался бой. Жестокий. Первый бой. И первый сбитый немецкий самолет.
      На 18 вылете, идя ведомым за командиром звена Мишей Кравцовым, был отсечен наземным огнем от своей группы, прервалась связь, был ранен, истекал кровью, потерял управление самолетом. Самолет вошел в штопор, выпрыгнуть с парашютом нельзя - сильные перегрузки, большая высота. Нашел в себе силы вывести самолет из штопора, выровнять. Теперь нужно сориентироваться в воздухе и довести всю изрешеченную машину, если не до своего, то до ближайшего аэродрома. Аэродром найден. Как теперь посадить неуправляемую машину?
      Кружась над аэродромом на высоте 100 метров, дал понять, что и самолет, и летчик ранены, не могут сесть.
      На земле поняли, на аэродром прибыли пожарные машины и машина скорой помощи (все летчик видел с высоты). Это придало ему сил. Он сумел посадить самолет недалеко от аэродрома и потерял сознание.
      Два месяца госпиталь - и снова в бой, снова в полет, в небо над Курской дугой.
      С весны 1943 года лейтенант Михаил Дмитриевич Цыкин был командиром звена 31-го истребительного авиационного полка 295-ой истребительной авиационной дивизии 17-ой воздушной Армии, участвовал в боях против фашистских захватчиков.
      А впереди Молдавия. Под Кишиневом М.Д. Цыкин сбил фашистский бомбардировщик Ю-87.
      Потом были жаркие схватки с фашистами в небе Болгарии, Румынии, Венгрии. На счету у Михаила Дмитриевича было уже 6 сбитых вражеских самолетов, Это здесь, в болгарском небе, Михаил Дмитриевич принудил асса немецкой авиации посадить самолет на советский аэродром. В честь этого события Цыкину М.Д. был вручен личный пистолет немецкого летчика.
      Дальше путь в Югославию. Югославы были очень доброжелательны к советским солдатам. Называли их "братушками". Здесь Цыкин был награжден одной из высших наград Югославии - "Партизанская война Югославии" 1 степени.
      Под Будапештом совершали в день по 6-8 боевых вылетов. Усталость неимоверная, напряжение огромнейшее. Михаил Дмитриевич сбил 9 самолетов противника, среди них четыре "фоккевульфа". Был награжден высшим орденом Родины - орденом Александра Невского.
      Под Будапештом Михаил Дмитриевич и сам был сбит. Пробило бак, горячее, обжигающее масло забрызгало лицо, тело, смотровое стекло. На секунду потерял управление самолетом: показалось, что была оторвана правая нога. Самолет стал удобной мишенью для всех видов наземного оружия. Пришлось снижаться над землей до предела, чтобы уйти из зоны видимости. Ранение в живот затрудняло управление самолетом. Но до аэродрома самолет довел, положил его на спину, запутался в проводах электролинии, каким-то чудом сполз на землю и потерял сознание.
      Потом шесть месяцев - госпиталь. В госпитале командир полка вручил Михаилу Дмитриевичу свою Звезду Героя. После выздоровления Цыкин приезжает на родину в село Красное. 18 августа 1945 года Цыкину Михаилу Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

      После войны наш земляк продолжал службу в Вооруженных Силах, начал осваивать новые самолеты. Получил звание полковника, служил командиром Московского полка. Потом был направлен в Клин, но был отозван снова в Москву на должность старшего инспектора военно-транспортной авиации ВВС. Воздушное пространство нашей Родины было для него родным.
      Напряжение беспокойной работы и жизни привело к инфаркту, пришлось расстаться с авиацией. Сменил штурвал самолета на указку экскурсовода. Работал директором музея авиационной техники. В 1967 году ушел в запас.
      Во время работы в Московском военном округе встречался с космонавтами. Часто выступал перед школьниками, делился с ними своими воспоминаниями. После войны приезжал в родную школу.
      В годы войны М.Д. Цыкин произвел 437 боевых вылетов, провел 68 воздушных боев, в которых лично сбил 15 и в составе группы 6 самолетов противника. При штурмовых действиях по наземным войскам противника М.Д. Цыкин уничтожил 18 автомашин с грузом, обстрелял 10 железнодорожных эшелонов и 6 батарей полевой и зенитной артиллерии ...
      Он награжден орденом Ленина, орденом Александра Невского, двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом "Партизанская война Югославии". Был награжден медалями "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За Победу", "За боевые заслуги".

Т.И. Локтина
"Выгоничская земля от истоков к будущему: книга очерков" 2007 г.




Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова