Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   
 

 

ЧЕРНЫХ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ     


Черных Сергей Александрович       Одна из героических страниц истории брянской авиации является участие летчиков 83-й авиационной бригады, имени профсоюзов Западной области, в гражданской войне в Испании 1936 -1939 годов. Всего в войне в Испании принимали участие 79 летчиков-добровольцев из Брянска. Шестнадцать из них погибли. Пятнадцать человек дважды награждены орденом Красного Знамени. Десятерым было присвоено звание Героев Советского Союза. В 1975 году в Брянске был открыт памятник летчикам. На монументе у подножия памятника увековечены имена этих десятерых героев: Сергея Тархова, Владимира Бочарова, Ивана Хованского, Никифора Баланова, Константина Колесникова, Петра Шевцова, Сергея Черных, Александра Осипенко, Сергея Денисова, Ивана Лакеева.
      Черных Сергей Александрович родился 23 января 1912 года в городе Нижний Тагил ныне Свердловской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил 7 классов неполной средней школы, фабрично-заводское училище. Работал слесарем в вагонном депо станции Нижний Тагил. В Красной Армии с декабря 1930 года. В 1933 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов. Служил в 61-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье: младший летчик, с 1934 года - старший летчик. С марта 1936 года - командир звена в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады ВВС Белорусского военного округа базировавшейся в городе Брянске. Участник Национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов с ноября 1936 по февраль 1937 года. Командир звена истребителей И-16 лейтенант С.А. Черных к концу декабря 1936 года уничтожил 3 вражеских самолёта, он был первым из советских лётчиков, кому удалось сбить новый немецкий истребитель "Мессершмитт-109В". За эти подвиги он был представлен к высшей награде Родины. За проявленные при выполнении интернационального долга мужество и героизм лейтенант Черных Сергей Александрович 31 декабря 1936 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 21. На момент возвращения из Испании на боевом счету С.А. Черных было 115 часов боевого налёта, в воздушных боях он сбил 5 самолетов врага лично и 2 - в группе. По числу подтвержденных воздушных побед он стал пятым летчиком среди наиболее результативных советских истребителей в Испании. По возвращении на Родину с мая 1937 года он - командир авиационного отряда, старший лейтенант, в августе того же года назначен командиром эскадрильи, майор. С начала 1938 года - командир 83-й авиационной бригады, полковник. С октября 1938 года - заместитель командующего ВВС Забайкальского военного округа, заместитель командующего ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта. С мая 1940 года - заместитель командующего ВВС Одесского военного округа. В 1940 году окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба РККА. С июня 1940 года - командир 9-й смешанной авиационной дивизии Западного Особого военного округа. Комбриг. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937). С начала Великой Отечественной войны Черных С.А. - командир 9-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта. В первый день войны, 22 июня 1941 года, внезапными ударами противника по аэродромам из 409 самолётов 9-й САД были уничтожены 347. Тем не менее, не имея связи с командованием и действуя на свой риск, генерал-майор Черных возглавил действия уцелевших истребителей и к концу дня 22 июня им удалось сбить 19 немецких самолетов. 28 июня 1941 года находясь на одном из аэродромов, он принял свои снижающиеся самолеты за немецкие и самовольно покинул расположение части, прибыл в вышестоящий штаб и доложил о немецком десанте. 8 июля 1941 года он был арестован в Брянске. Обвинен в преступном бездействии, трусости и невыполнении приказа. Приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР 28 июля 1941 года к высшей мере наказания по ст.193-21 п."б" УК РСФСР (самовольное отступление начальника от данных ему для боя распоряжений, совершенное при отягчающих обстоятельствах). Расстрелян 16 октября 1941 года вместе с группой других командиров, обвиненных в провале начального периода войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1941 году лишен звания Герой Советского Союза. 5 августа 1958 года постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР посмертно реабилитирован, затем восстановлен в звании Героя Советского Союза. Генерал-майор авиации (04.06.1940). Награжден орденами Ленина (31.12.1936), Красной Звезды (25.05.1936), медалью "ХХ лет РККА" (1938). Именем Героя названа улица в Нижнем Тагиле, на здании школы № 38, где он учился, установлена мемориальная доска.

***

      Летает смело, уверенно.
      Военный летчик Сергей Черных стал полковником в 26 лет, а генералом в 28, за год до начала войны. Осенью 1936 года вместе с тридцатью летчиками и техниками из Брянска он отправится в Испанию, где отличится, первым собьет новейший немецкий истребитель Ме-109 и пару месяцев спустя одним из первых среди летчиков-"испанцев" станет Героем Советского Союза. Только в отличиe от Тархова и Хованского, тоже Героев, которые отправились на войну в Испанию из Брянска и погибли там, Черных сумеет вернуться домой живым.
      Жена Черных Зоя Александровна рассказывала мне в конце 80-х годов, как Сергей однажды признался: "До Брянска, до службы в авиации и не думал, что когда-то буду есть из своей тарелки". В их семье на стол ставили один чугунок на всех, так бедно жили.
      В авиации он действительно взлетел высоко, и начался этот старт именно в Брянске. Брянский старожил В. Тресиков рассказывал: "Военные летчики для брянских мальчишек 30-х годов были кумирами, о них говорили везде: дома, в школе, на улице, особенно когда те стали возвращаться из Испании. Все тогда мечтали об авиации. В День авиации на летном поле (старый аэропорт) посмотреть за полетами собирались тысячи горожан. Между прочим, у военлетов была своя отличная футбольная команда, в которой Черных играл в нападении".
      Он был просто везунчиком, этот красивый, сильный, рано поседевший летчик. В аттестации начальника ВВС РККА Локтионова 1939 года на Черных - я нашел ее в неожиданном месте, в архиве Брянского облвоенкомата - в частности, было сказано: "Партии Ленина-Сталина предан. Доказал это на деле в особой командировке по заданию партии и правительства. Депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами ... Летает смело, уверенно. Хорошо стреляет. Должности заместителя командующего округом вполне соответствует".
      Драму подобных молодых выдвиженцев, сделавших стремительную карьеру после того, как их более опытные руководители были облыжно обвинены сталинской властью в предательстве Родины и расстреляны, в свое время ярко описал в романе "Живые и мертвые" писатель Симонов. Готовы ли они были командовать доверенными им перед войной огромными армиями - на этот вопрос так и нет точного ответа. Но в чем никто их не может упрекнуть, так это в отсутствии личного мужества и храбрости.
      Маршал авиации Скрипко в своих мемуарах вспоминает, что 9-я авиадивизия Черных накануне войны базировалась на самом опасном участке - в белостокском выступе, в 10 километрах от границы. Дивизия Черных встретила нападение во всеоружии и в первый день боев 22 июня сбила 85 вражеских самолетов.
      Жена Черных рассказывает, как под страшной бомбежкой в Белостоке он прислал за нею и тремя малышами машину с шофером, успев крикнуть лишь одну фразу: "Если можешь - спаси". И случилось чудо: машина выскочила из окружения. Понесла жестокие потери, но сумела сохранить часть самолетов дивизия Черных. Водитель генерала Черных Г. Клок много позже в письме вдове сообщал, что в июле дивизия находилась на переформировании в Орле. Вместе с сыном Сталина Василием на "Дугласе" Черных отправили в Москву. Через неделю Василий вернулся в дивизию и сразу отобрал машину Черных, он, видно, знал все про него, но что с генералом случилось – никому не сказал.
      И вообще тогда никому ничего не сказали. Не сказали, что Черных расстрелян "за измену" в составе большой группы генералов Белорусского военного округа. Среди них, к слову, были и дважды Герои Советского Союза летчики-"испанцы", друзья Черных - Смушкевич и Рычагов.
      Многие годы вдова ничего не знала о судьбе мужа и только в 1958 году получила справку Военной коллегии Верховного суда, что дело генерала Черных пересмотрено и он реабилитирован посмертно.
      Свое самое страшное поражение летчик Черных пережил на земле - свои убили, а в небе за всю жизнь он не допустил ни одной аварии или вынужденной посадки, не проиграл ни одного воздушного боя.
      "Всемирная Брянская история. XX век", Юрий Фаев, 2010 год.




Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова