Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Культура Брянского края в X-XV века     


      Язычество

      Основой любой средневековой культуры была религия, которая имеет две стороны – философскую и обрядовую, внешнюю. Первая по материалам языческой Брянщины прослеживается, как и духовная культура в целом, плохо.
      Можно догадываться, что у радимичей, например, существовал культ древнего славянского бога Рода, а также культ какого-то бога, символом которого был дикий бык-тур.
      Кривичи, у которых заметны балтийские традиции, поклонялись коню. От балтов на Брянщину проникает культ змеи, вместе со скандинавами – представление о мировом змее (драконе). Возможна связь балтского бога Перкунаса и славянского Перуна. У северян и вятичей, имевших контакты с иранским миром, могли быть боги с иранскими именами – Хорс и Семаргл.
      Древние культы видны и погребальных обрядах, и в орнаментальных мотивах – спиралевидные височные кольца северян, спирали на бляшках радимичей, лучевые височные кольца северян и радимичей символизировали, возможно, лучи солнца. То же скрытое значение могли иметь лопастные кольца вятичей, браслетообразные кольца кривичей. Явным символом луны являются распространенные у всех славян, в том числе и брянских, привески - лунницы. Следы имени славянского бога Радигоста (Родигаста) заметны в названиях "Радогощ", "Радощ".
      Погребальные обряды славяно-языческих времен представлены в трех вариантах: сожжение покойных, труположение (ингумация), смешанные и переходные. От первых остается лишь горстка пепла и обугленных костей с обгорелыми или оплавленными вещами. В этом обряде с наибольшей полнотой отразились наиболее древние представления индоевропейских народов об очистительной силе огня и переходе души на тот свет вместе с дымом погребального костра. Над кострищем сооружалась заметная издали земляная насыпь полусферической формы – курган.
      Иные представления о способе перехода на тот свет – посредством наземной или подземной "избы мертвых" - имитации жилища – представлены в более редких "камерных захоронениях" - есть в Брянском (Антоновка), Трубчевском (Кветунь), Стародубском (Левенка, Алефино) районах. Они отражают идеологические представления правящей верхушки государства – руссов, происходивших от варягов, полян и дружинной знати других славянских и неславянских племен.


      Распространение христианской культуры

      Христианство распространялось в Брянском крае их двух центров – Чернигова, где епископская кафедра была создана в 992 году, и Смоленска (1013 год).
      В XI – середине XII века верования местного населения не затрагивались, сохранялись даже культовые центры (в Кветуни). Христианизация осуществлялась за счет притока уже православного населения из Смоленска, Чернигова, Сновска, где ощущалось относительное перенаселение. Центрами распространения новой, общерусской христианской культуры стали опорные пункты великокняжеской власти на пути "Большого полюдья" и древнейшие города. После образования в середине XII – середине XIII веков княжеских столов во Вщиже, Стародуюе, Трубчевске, Брянске, Карачеве, именно они стали главными религиозными и культурными центрами, а христианизация – более действенной, "глубинной". Именно тогда повсеместно исчезает языческая погребальная обрядность и широкое распространение получают предметы христианского культа. Завершение христианизации связано с переносом в середине XIII века великокняжеского стола, а затем и епископской кафедры из Чернигова в Брянск. Большое значение для религиозного и культурного развития Брянского края имело основание Романом Михайловичем в 1288 году Успенского Свинского монастыря, а также Петропавловского монастыря, основанного сыном Романа Олегом. В этой обители князь, принявший монашество и причисленный позже к лику святых, был и погребен.


      Культовая архитектура

      Архитектура Брянского края древнерусского времени представлена только культовыми зданиями – храмами. Зафиксированный раскопками и реконструированный храм находился в столице Вщижского княжества и был сооружен, вероятно, в годы правления вщижского князя Святослава Владимировича (1160-1167 годы). По плану он наиболее близок к вершине древнерусского зодчества – церкви Покрова на Нерли под Владимиром, но есть и черты, сближающие его и с церковью Иоанна Богослова в Смоленске. Остатки еще одного древнего храма были обнаружены во время раскопок в Трубчевске под зданием существующей Троицкой церкви. В "Историко-статистическом описании Черниговской епархии" имеются сведения о наличие храма в XII веке в Стародубе; фотографии его руин, сделанные в 1906 году, хранятся в Музее архитектуры имени Щусева в Москве. Храм и по материалу, и по внешнему виду явно относился к эпохе Древней Руси. Однако его остатки пока не удалось найти.
      Фрагменты прямоугольных кирпичей-плинф, относящихся к XI – середине XII веков, обнаружены при раскопках на детинце Вщижа и на посаде городища Кветунь. Поскольку храмы сооружались обычно на территории "окольных городов", то можно предполагать здесь наличие светских, а не церковных каменных зданий.


      Внутреннее убранство храмов. Богоматерь Свенская

      О внутреннем убранстве церквей можно судить по иконе Свенской Божьей Матери, написанной в XI веке преподобным Алипием (Алимпием) Печерским и привезенной в 1288 году в Брянск по просьбе князя Романа Михайловича из главного монастыря Руси – Киево-Печерского.
      Икона Свенской Божией Матери стала покровительницей Брянского княжества, чем могли похвастаться не все русские земли. Она вызвала многочисленные более поздние подражания, а подлинник в настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве как один из высочайших образцов русского православного искусства.
      Интересны и как образцы высокого мастерства русских ремесленников, и как показатели широких зарубежных связей найденные в церкви во Вщиже часть бронзового хороса-светильника, паникадило, подсвечник и другие предметы церковной утвари.


      Планировка и укрепление городов и замков

      Характеристику традиционно-бытовой культуры и образа жизни населения начнем с их основы – поселений и жилищ. Феодалы проживали либо в городах, на территориях их "окольного города", если это были столицы княжеств, либо в детинцах малых городов. Есть такие детинцы – резиденции князей в Кветуни, Трубчевске, Вщиже, Стародубе. В Брянске им являлась с середины XIII века Покровская гора. В предшествующий период, но не ранее конца XI века это была кольцевая небольшая крепость на возникшем в X веке поселении в урочище "Чашин Курган". Во второй части города (если он имел трехчастное деление, как все княжеские столицы) – "окольном" - проживали бояре и старшие дружинники (младшие – "детские" или "отроки" составляли охрану детинца), а в третьей его части – на посаде – находились более скромные жилища купцов и ремесленников.
      Загородные усадьбы-замки феодалов разного ранга располагались на крутых высоких холмах с площадкой небольшого размера, но часто почти идеально круглой в плане (Воробейня, Горислово). Такую форму им предало использование под княжеские замки старых славянских городищ.
      Некоторые замки XII века имеют иную планировку. Они построены на ровной местности, на краю поймы, и со всех сторон окружены дерево-земляным валом, образуя в плане геометрически правильное кольцо. Таков, в частности, замок Рогов у впадения Косты в Судость, принадлежавший знаменитому герою "Слова о полку Игореве" Святославу Всеволодичу.
      Крепостные башни были только над въездными воротами, "врезанными" в валы. Иногда в валы встраивались и над ними возвышались деревянные сторожевые башни – "сторожи", "костры", "вежи". Если склоны холма, где располагался детинец или замок, были достаточно круты, а площадка – мала, то деревянные городни или частокол ставились сразу по ее краям, без валов над ними.


      Жилища, домашняя утварь, быт

      Рядовое население Брянского края жило и в городах, и в селах в частично заглубленных в землю домах. Котлован подземной их части имел обычно все стенки длиной около 4-х метров, глубину – около 1 метра. Размеры наземной части домов превышали подклеты примерно на 0,5 метра в каждую сторону. Печи топились по черному, дым выходил через волоковое оконце, либо просто через дверь. Лишь в детинце Вщижа обнаружены остатки печей с дымоходами, сложенными из плинфы. Обстановка внутри домов была достаточно скудной – деревянные или земляные лавки (в том числе и для сна) вдоль стен, столы и сундуки для утвари. "Мебель" княжеских и боярских теремов отличалась лишь богатством отделки, зато использовались для покрытия изнутри бревенчатых стен привозные ковры – иранские, хорасанские, бухарские. В простых домах их заменяли груботканые половики и рушники. Подушки и одеяла (иногда из медвежьих шкур) были в домах богатых, бедные обходились овчинами либо верхней одеждой – тулупами. Специального обогрева не было, ибо достаточно тепла давали печи для приготовления пищи, а малый объем дома, его заглубленность в землю, земляные перекрытия крыши и маленькие окна, к тому же закрывавшиеся бычьим пузырем либо деревянными "пробками", позволяли ему сохраниться долго. Дома обычно освещались деревянными лучинами, вставлявшимися в специальные железные кованые светцы, иногда многорожковые. Использовались и глиняные плошки с какой-либо горючей жидкостью и пеньковым фитилем. Свечи были большой ценностью и использовались прежде всего в церквах. Из глины и дерева делалась повседневная кухонная и столовая посуда – горшки, миски, кувшины, ковши, чаши. Ведра были деревянными, с железными ободьями и дужками. Мед и вино хранили (те у кого они были) в специальных глиняных сосудах типа греческих амфор. По месту, откуда они экспортировались на Русь – городу Корчеву (Керчи) в Тмутараканском княжестве – их называли корчаги. Остатки их обнаружены в Брянске, Стародубе, большом торгово-ремесленном поселении у села Рябцево в Стародубской волости. Металлическая, бронзовая, серебряная и стеклянная посуда была большой редкостью, ибо изготовлялась в основном за рубежом. Это были чаши и кубки, а также кувшины-водолеи для умывания. Пока они встречены лишь во Вщиже и на посаде в урочище "Чашин Курган" в Брянске. Еще более редким предметом даже на княжеских столах были вилки, хотя и известные на Востоке. Мясо, рыбу и овощи ели просто руками, помогая себе ножом – обычным предметом даже в женском обиходе. Ложки – деревянные и костяные – наоборот, были распространены повсеместно. В рацион брянцев X-XV века входили различные каши, блины, хлеб и другие печеные изделия из ржи, пшеницы, овса, ячменя, проса, бобов, гороха и т.д., свежие, вареные, пареные и соленые овощи: капуста, репа, редька, лук, огурцы, чеснок. Разводили коров, свиней, овец, коз, гусей, уток и голубей. Князья использовали в пищу дичь, охотясь на нее с помощью силков или охотничьих собак, гепардов, ловчих птиц (соколов и кречетов). Для всех важным подспорьем была рыба. Вместо сахара использовался мед. Мед "стоялый" был хмельным напитком.


      Дружинный и воинский быт

      Наиболее ярко характеризуют быт дружинников, затем феодалов находки предметов вооружения и конского снаряжения. Они есть и в курганах рубежа X-XI веков под Стародубом и Трубчевском, глее находились лагеря русских дружинников, покорявших радимичей и северян, и в замках более поздней поры. Есть и случайные находки с полей сражений. Среди них скандинавское копье и меч, наконечники стрел, славянские топоры, стрелы и брони, кочевнические иопорики-чеканы и наборные боевые пояса. Боевые плащи-епанчи скреплялись у правого плеча застежками-фибулами.
      К XIII веку, периоду феодальной раздробленности, относится оружие пехотинца – рогатина из-под Карачева, пластинки панцирей и бронебойные стрелы для их пробивания, удила и шпоры феодальной конницы из Синина Моста и Случевска.
      Литовцы оставили следы своего пребывания на Брянщине, потеряв в сражении боевой топор конца XIII века на западной окраине тогдашнего Брянска – у стен Петропавловского монастыря. Легкая секира конца XIV-XV веков обнаружена под стенами башни литовской крепости в Почепе.
      В состав домашнего инвентаря городских, реже сельских жителей входили и предметы универсального характера. Это топоры, которые можно использовать и в бою, и в плотницком деле, рогатины ("рожна"), способные остановить медведя, так и рыцарского коня.


      Костюм

      Костюм горожан и крестьян состоял из обычно некрашеной рубахи (льняной, полотняной, холщовой и суконной), одевавшейся через голову. Рубаха ("срачица", или "сорочица") иногда расклинивалась цветными, чаще красными вставками-ластовицами, застегивалась обычно одной металлической пуговкой на шее. Их, имеющих вид либо круглого или грушевидного бубенчика, грибка, шарика из бронзы, порой находят при раскопках брянских курганов. Рубахи имели длинные (до колен) рукава без застежек. При работе рукава «засучивали» или скрепляли разного рода браслетами (у женщин), которых найдено на Брянщине великое множество. Их материал и форма различались у разных племен и социальных слоев. У горожанок и жительниц крупных сел и усадеб преобладали стеклянные браслеты синего, зеленого, лазоревого, фиолетового, желтого, красного цветов, иногда по несколько на одной руке. У крестьянок – бронзовые или серебряные браслеты: у вятичей, например, переплетенные из нескольких проволок, у северян – из одной толстой проволоки, зато иногда из чистого серебра. Более знатные и богатые женщины пользовались широкими плоскими браслетами на застежках, с черненым рисунком. Качество материала "сорочиц" зависело от богатства их владельцев, длина – от места проживания (село или город) и половозрастных различий. У детей и девушек в деревнях – "весях" - "сорочицы" зачастую были единственной одеждой.
      Верхняя одежда делалась из домотканой ткани, кожи, изредка – из зарубежных тканей – "паволок" и "аксамитов", с вышитым шелковыми, золотыми или серебряными нитями рисунком. У людей среднего достатка на обычную суконную одежду нашивались на воротник, грудь, обшлага рукавов, подол, петли отдельные вставки более дорогих тканей. Само сукно было ярким (красным, зеленым, желтым), но одноцветным, за исключением вставок. Окраска тканей местными натуральными красителями была достаточно распространена. Верхняя одежда, которая позднее получила название "свита", имела длину до колен, узкие, особенно к запястьям, рукава. Они застегивались на всю длину костяными пуговицами либо металлическими пуговками – бубенчиками. Женская одежда была более длинной. Поверх "свит", а у бедняков – и просто рубаха, накидывались плащи разного покроя. Вотолы (рабочие и дорожные плащи) были обычно темного, неброского цвета.
      Все эти виды одежды носили и мужчины, и женщины – у последних одежда была лишь длиннее до пят. "Порты" (штаны) были принадлежностью только мужского костюма, делались в основном из "пестряди", полосатой или клетчатой материи. Обувь и горожан, и крестьян в X-XV века была в основном кожаной, хотя были и недолговечные лыковые лапти, Наиболее распространенными у горожан были сапоги, по арабским источникам – древняя "национальная" славянская обувь. Надевались они поверх шерстяных носков – "копытец" или онучей.
      Верхняя зимняя одежда и мужчин, и женщин шилась из овчины шерстью внутрь и называлась "кожух". У женщин она была обычно короче свиты. Парадной одеждой были шубы (хотя само слово "шуба" появляется где-то в XIV веке). В зависимости от достатка и знатности они были "подбиты" мехами от белки до соболя и горностая, "крыты" или простым сукном, или уже известными аксамитами и поволоками. Рукавицы простые и "персчатые" были одеждой воинов и сокольничих, а в зимнее время – только при работах на морозе. В остальное время руки защищал от холода длинный рукав. Зимними (а у князей и летними, парадными) были меховые, крытые материей шапки. И у князей, и у княгинь они были низкими, полукруглыми, отороченными соболями. Известны также высокие островерхие шапки типа колпака. Женщины покрывали головы разного рода платками, капюшонами плащей-вотол, а княгини поверх них – шапками, знаками своего достоинства.


      Возрастные, социальные и этнические различия в одежде и украшениях

      Девушки на распущенные или заплетенные в косы волосы надевали матерчатую или металлическую (у северян) повязку – очелье, скреплявшуюся на затылке. К ней на ремешках или лентах крепились височные кольца. Замужние горожанки покрывали голову тонкой тканью, ниспадавшей на плечи и закрепленной диадемой, позднее развившейся в кокошник. Крестьянки носили головной убор из луба, обшитого материей (типа позднейшей кички), а поверх него – платок-убрус. К этим головным уборам также крепились височные кольца, а у горожанок – цепочки из медальонов или колты.
      Шейные украшения часто указывали на ранг их владельца. Так, ожерелье из золотых или серебряных медальонов, часто с изображением святых – "бармы" или "оплечья", носили только князья и княгини, из зерненных или скатанных золотых или серебряных бус – боярыни. В селе долее всего (до XII века) сохранялся древнеславянский обычай носить почетные знаки – гривны. У радимичей они были бронзовыми, у северянок – серебряными. Самой разнообразной деталью женского костюма было ожерелье, состоявшее из металлических разных форм привесок, стеклянных и каменных бус. Кроме круглых и фигурных подвесок, отражавших языческую символику разных племен и народов Брянского края, встречаются крестики, монеты. Бус много, особенно у радимичей – по несколько сот. У них преобладали золото- и серебростеклянные. У вятичей иной набор – красные сердоликовые бипирамидальные и хрустальные круглые. Особое место занимали дорогие, встречавшиеся в основном у горожанок, разноцветные "мозаичные" бусы из непрозрачного стекла. Для X века было характерным сочетание на черной бусине белых, синих и красных узоров. Нагрудные украшения типа брошей преобладали у литовских и угро-финских племен, от них проникали к славянам, прежде всего – кривичам. Такая брошь из бронзы встречена в женском захоронении XI века в селе Гришина Слобода Жуковского района, в самом южном кривичском могильнике.
      Пояс имел особое, зачастую, ритуальное значение. У мужчин он был символом чести, лишить пояса – значило обесчестить. Женщины чаще носили пояса не на виду, а на рубахе – сорочице, под верхней одеждой. К этим матерчатым поясам крепились ключи – именно женщина была хозяйкой дома (но не семьи). Мужские пояса представляли собой узкие кожаные ремни с разнообразными – железными или бронзовыми – пряжками, которые находят почти во всех мужских захоронениях в Брянском крае. Наиболее интересны пряжки радимичей – в виде "солнечного колеса" и "лировидные" пряжки. Боевые пояса, попавшие на Брянщину от кочевников – алано-болгар, сплошь украшались бронзовыми и серебряными бляшками, как кавказские наборные пояса. Они есть в дружинных захоронениях руссов в Левенке и Кветуни.
      К боевым поясам крепились кочевнические (алано-болгарские и венгерские) сабли, топорики-чеканы в специальных чехлах, длинные боевые ножи варяжского происхождения – скрамасаксы. Более тяжелые европейские мечи, подобные найденному в Любожичах на Десне, носились на особой перевязи через правое плечо.
      Поскольку карманов в одежде брянцев X-XV веков не было, различные предметы, в том числе деньги, носились либо в привязных кошелях, либо подвешивались прямо к поясу на ремешках с колечками.


      Денежное обращение

      В X веке в обиходе жителей Брянщины имели хождение арабские серебряные монеты – дирхемы (весом около 3 грамм). В Подесенье они поступали в основном из Средней Азии. На Брянщине найдено несколько кладов дирхемов X века, в основном в бассейне реки Снов, на Вабле и Судости.
      В XI – начале XII веков монетное обращение постепенно хиреет в связи с изменением торговых путей. Только в Кветуни найдено несколько серебряных византийских и германских монет. Первые русские монеты – сребреники Владимира Святого обнаружены на южных и северных окраинах Брянщины (Митьковка Климовского района и Борча Жуковского района).
      С середины XII по середину XIV века, в эпоху раздробленности брянских земель, в качестве крупных денег обращались слитки-гривны весом около 300 грамм (позже их стали называть рублями). Все клады гривен-рублей найдены в Стародубе, в боярских усадьбах. Их зарытие может быть связано с чередой междоусобных войн середины – второй половины XII века. Один из них, найденный в селе Остроглядово, можно отнести ко второй половине XIII века – середине XIV века.
      Реальными разменными монетами могли быть в XII - XIII века грузики от веретена – пряслица, изготовленные из розового и красно-бордового шифера, разработки которого под были под городом Овручем в Киевском княжестве. Пряслица, имеющие одинаковый вес и форму, с отверстием в центре, были удобны для переноски (на шнурке).
      В эпоху Брянского княжества их постоянно заменяли дешевые беличьи шкурки, а разные серебряные чешские монеты – гроши, клад которых, датируемый началом XIV века, был найден в селе Овстуг Жуковского района. В Великом княжестве Литовском, не имевшем первоначально собственной монеты, чешские, позднее польские монеты также имели широкое хождение.


      Правовая культура, положение женщин

      В соответствие с нормами древнерусской культуры, которые вплоть до середины XV века господствовали и в Великом княжестве Литовском (а в его русских областях и позднее – до середины XVI века), деньги, как и другое движимое и недвижимое имущество передавались как по мужской, так и по женской линии, что свидетельствует о более почетном положении в Древней Руси и Литве, чем на Руси московской. Правда, древнерусская мораль не поощряла участие женщин в политической жизни – их местом должен был быть прежде всего дом. В тоже время женщины являлись активными создателями духовной культуры народа, особенно в формировании различных праздничных, календарных, семейных, бытовых обрядов, в развитии песенной и танцевальной культуры.


      Музыка

      Несмотря на различное содержание праздников, внешнее их оформление обязательно включало "игрища и плясанья", музыку и песни. Музыкальная культура Древней Руси была весьма развита и носила светский характер. Бродячими профессиональными музыкантами (а порой и исполнителями сценок, плясок и т.п.) были скоморохи. В княжеских гридницах звучали песни и былины бродячих сказителей, музыкантов и певцов – "боянов" - гусляров. Из всего разнообразия инструментов эпохи средневековья на Брянщине до нас дошли костяные детали флейты (Стародуб) и железный варган (Брянск XIII век). По данным этнографии, "флейта Пана" (кувиклы) является самым древним из сохранившихся до недавнего времени в быту жителей Брянщины (в частности, село Дорожово) народных музыкальных инструментов.


      Духовная культура и общественное сознание

      Духовная культура религиозных и светских верхов брянского общества известна меньше, чем народная. Особенно это касается литературы. Полулегендарный Боян был, вероятнее всего, придворным певцом киевских князей XI века и вряд ли имел какое-либо отношение к Трубчевску, где ему установлен памятник. Не исключено, что Софония Рязанец (автор протографа "Задонщины" и "Сказание о Мамаевом побоище") был брянским боярином.
      Имеется достаточно обоснованное мнение о существовании в Брянском княжестве первой половины XIV собственного летописания в виде небольшой по объему хроники. Она не сохранилась в подлиннике, но вошла в Смоленскую летопись 1408 года, а из нее попала в Московские летописные своды.
      Для общественного сознания брянцев X-XV веков была характерна любовь к праздникам, к просветленно-радостным, а не мрачным сторонам повседневности. В это время происходило постепенное проникновение христианских нравственных норм и обычаев в сознание и быт широких масс населения, но языческие пережитки сохранялись еще очень долго. Возник сплав особенностей "национальных характеров" пяти-шести славянских племени и народов, местного и пришлого балтского и финского населения, некоторого количества скандинавов в составе дружинной верхушки, ирано- и тюрко-язычного населения юго-востока Брянщины. Это позволило брянцам избежать в общественном сознании XIV-XV веков отождествления только своих земель с "Русью". В Брянской и во всей Северской земле господствовало более широкое понимание русских земель – везде, где говорят по-русски и исповедуют православие, невзирая на политические границы.



Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова