Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Хозяйство, землевладение и население в XVI-XVII века     


      В 1503 году после войны московского князя Ивана III с литовским князем в состав Российского государства вошли чернигово-северские земли, в том числе такие города на территории современной Брянщины как Стародуб, Почеп, Трубчевск, Радогощ (Погар), Брянск, Мглин, Дроков, Попова Гора. С этого времени Брянщина на полтораста лет стала юго-западной окраиной России.


      Хозяйство Брянско-Северского края

      Природные условия разделяли ее на две части - очень большой по площади Брянский уезд и находившийся южнее его Северский край или Севера, Северщина – так называли эту местность современники. Жители этой территории назывались севрюками, северскими мужиками. Из-за непроходимых лесов многие уголки края жили изолированно, под влиянием вековых традиций. Даже в XVII векесовременники говорили: "Севрюки мужики простые и в Московском государстве (то есть в центре страны) мало бывают".
      Эта изолированность основывалась на господствовавшем в XVI-XVII века натуральном хозяйстве, обеспечивавшем на месте все важнейшие потребности человека. Огромное значение в жизни населения имел лес. В брянских и северских лесах сохранялась важная роль охоты на белок, куниц, горностаев. Мех этих животных ценился и его даже вывозили на продажу в другие города. В лесах было много диких пчел, что позволяло собирать большое количество меда. Кроме дерева как строительного и отопительного материала, лес давал грибы и ягоды, материал некоторых деталей одежды, обуви, бытовых предметов.
      Ha мнoгих мeлкиx pечyшкax жили бoбpы, мex кoтopыx цeнился с дpeвних времен. Чaсты были рыбные угодья. На речках стояли монастырские и крестьянские мельницы по одной, по две и по три в разных селениях Брянского уезда.
      Хотя земля была здесь довольно плодородная, земледелие было развито чрезвычайно слабо: большое количество земель было не освоено. Во многих районах края утвердилось трехполье, прикотором земледельцы делили пашню на озимую, яровую и кроме того оставляли часть земли под паром, то есть незасеянной на некоторое время для восстановления плодородия почвы. Такая система земледелия давала значительную устойчивость крестьянскому хозяйству: если засеянное осенью озимое поле не приносило ожидаемого урожая, то могло выручить яровое, обработанное весной. Среди сельскохозяйственных культур у крестьянина в XVI-XVII века на первом месте была рожь, затем овес, гречиха, ячмень, пшеница, горох, просо. Один английский путешественник, посетивший Россию в XVI веке, писал о том, что пища русских "состоит преимущественно из кореньев, лука, чеснока, капусты и подобных растений".
      B кpeстьянскoм xoзяйствe нapядy с зeмледелием существовали различные промыслы. Особенно они были развиты в крупных селах Брянского уезда, где свою продукцию мастер мог продать односельчанам или приезжим людям на ближайшей ярмарке. Таким селом было, например, Супонево. Здесь находились дворы, хозяева которых сокращали свои земледельческие занятия и больше работали как кузнецы, плотники, сапожники, гончары.
      Города в Брянско-Северском крае представляли собой большей частью не столько центры ремесла и торговли, сколько крепости, куда в случае опасности сбегалось окрестное население. Собственно горожане состояли главным образом из людей военных, служилых. В XVI-XVII века на отдаленную от центра России юго-западную окраину бежали крестьяне и горожане, скрывались в непроходимых местах. Это бегство вызывалось различными причинами: ростом налогов в связи с развитием государственного аппарата, опричной политикой Ивана Грозного, конфликтами крестьян с помещиками, закрепощением крестьян и горожан. Население Брянско-Северского края заметно росло. Поэтому, когда во второй половине XVI века центр страны переживал экономический упадок – резкое уменьшение населения, Сокращение пашни и падение доходов государственной казны, - юго-западные уезды России такого упадка не испытывали. К концу XVI столетия и во второй половине XVII века жизнь Брянско-Северского края была на подъеме. Здесь основывались новые села и шла распашка новых земель.


      Землевладение

      Именно земля с пашнями, сенокосами и лугами, с природными богатствами в виде охотничьих и рыболовных мест, с жившим на этих местах рабочим населением была главной хозяйственной основой российского общества. Поэтому очень большое значение имело юридическое положение той или иной территории.
      Основную часть Брянско-Северских земель составляли так называемые черные земли, то есть земли, не принадлежавшие никаким частным владельцам. Они считались государственными. Крестьяне и горожане, жившие на черных землях, платили налоги в казну и выполняли разнообразные обязательные работы на государство: ремонтировали крепости, чистили рвы и валы вокруг них, вырубали в лесах дороги и т.п.
      Другая часть земель, тоже довольно обширная, особенно на Северщине, считалась дворцовой. Население, жившее на таких землях, должно было обслуживать своим трудом дворец московского великого князя и царя. Обычно оно поставляло в Москву хлеб. Среди дворцовых земель особенно выделялась своим значением огромная Комарицкая волость, образовавшаяся из более мелких волостей в конце XVI века. Первоначально административным центром этой волости был Брянск, а позже Севск. Дворцовой была Самовская волость в Карачевском уезде.
      Все большая часть крестьянства оказывалась на поместных землях, которые государство отдавало служилым людям – помещикам за их военную службу. Крестьяне должны были вооружить своего помещика для несения службы и во время войны, и в мирную пору, когда помещик обязан был выходить на защиту границы. Главное значение в поместных наделах нередко имел сбор меда, а не пашня. Поэтому в таких поместьях крестьяне отдавали помещику оброк не хлебом, а ценными продуктами лесных промыслов – медом и шкурами диких животных (например, в год два пуда меда и две куницы).
      Особенной разновидностью землевладения было землевладение монастырское. Самым крупным был Свинский монастырь. Он имел пять вотчин в разных частях Брянско-Северской земли. Находившийся в Брянске Спасо-Поликарпов монастырь владел землями, которые охватывали почти всю территорию Клетнянского района Брянской области. Имели землевладения Петропавловский монастырь в Брянске, Тихонова пустынь в Карачевском уезде, Чолнский монастырь близь Трубчевска.


      Основные категории населения

      Большую часть населения этих земель составляли крестьяне. За счет избыточного, а порою и части необходимого продукта их труда держалась система управления страной, ее оборона, развивалась духовная жизнь России.
      Промежуточное положение между крестьянами и помещиками занимали служилые люди по прибору (набору). Это были стрельцы, пушкари, затинщики (обороняли город, стоя на крепостных стенах за тыном), городовые казаки и прочие. Они несли пограничную службу и обороняли города, куда от врага сбегалось окрестное население в случае опасности. В отличие от помещиков, служилые по прибору получали землю от государства не по одиночке, а вместе – на ту или иную слободу или улицу в городе – Пушкарскую, Затинную, Стрелецкую. Эту земли они делили между собой. Крестьян на ней не было, поэтому служилые люди должны были обрабатывать ее своими руками. Служилые наряду с военной службой порою занимались ремеслом и торговлей, получая дополнительный доход. На протяжении XVI-XVII веков численность таких служилых росла. Они составляли более многочисленную часть горожан, чем ремесленники и торговцы.
      Помещики Брянско-Северских земель были в своей массе мелкими землевладельцами. Тногда помещик владел землей, на которой стояли 3-4 крестьянских двора. Рядом с ними находились двор и дом помещика, которые ни чем особенно не отличались от крестьянских. Если помещик был беден, то он сам пахал свое поле. Он не был полным хозяином в своем поместье, ведь это была государственная земля, которая дана была ему для пропитания, а не в частную собственность. Например, помещик не имел права вырубать леса, в которых собирали мед. Крестьяне могли пожаловаться самому великому князю или царю на своего помещика. Провинциальных помещиков называли городовыми дворянами и детьми боярскими. Каждый из них был приписан к тому или иному городу, куда он прибывал в случае военной опасности для несения службы. Помещики победнее участвовали только в обороне города. Более зажиточные, которые имели много крестьян, должны были на собранные ими средства купить вооружение и боевых коней, чтобы участвовать в дальних военных походах. За различные повинности таким служилым в виде наказания уменьшали поместья или лишали их всего земельного владения. Государство жестко требовало от них выполнения их служебных обязанностей. Профессиональные военные, помещики обеспечивали оборону страны, охрану безопасности всех ее жителей.
      Городское торгово-ремесленное население в Брянско-Северском крае было очень малочисленным. В исторических документах о нем говорится скупо. Известно, например, что значительным городом был Стародуб. Однако в первой половине XVI века постоянных жителей в нем было мало. В случае военной опасности он мог бы вместить 13 тысяч человек. Посадом обладал и Брянск, также игравший видную оборонительную роль в крае. На большой оборонительной линии, состоявшей из земляных валов, лесных засек – специально устроенных завалов из подрубленных деревьев, наблюдательных вышек, стоял Трубчевск. Большая часть городов Брянского края и Северщины представляла собой крепости. Очень немногие из них имели небольшие посады.
      Особым слоем населения Брянщины того времени были церковнослужители. В каждом городе кроме центрального храма – собора – обычно стояло еще несколько церквей. Церкви были и по селам. В таких храмах служило белое духовенство, близкое по своему бытовому положению к горожанам и крестьянам. Порою ему приходилось в некоторых местностях возглавлять борьбу крестьянского населения против вторжения врагов. Черное духовенство жило в монастырях изолированно от обычной, мирской жизни. Монастыри находились в городах и сельской местности. Большинство из них было небольшими и только некоторые выделялись своим богатством и численностью монахов. Поскольку церковнослужители представляли собой самый грамотный слой общества, своей деятельностью они поддерживали и развивали духовную культуру страны.
      Таким образом, население края состояло из различных слоев – сословий или сословных групп со своими правами и обязанностями, Они различались своими занятиями и положением. В основе же разного положения людей лежали главным образом разные виды землевладения. Государство как верховный собственник земли раздавало землю как плату за военную службу, собирало налоги за пользование землей и подчиняло все сословия жесткому порядку выполнения общественных обязанностей.



Дополнительно:

Брянский край в XVII веке


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова