Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Общественная и культурная жизнь в Брянском крае в XVIII веке     


      Участие брянцев в работе Уложенной комиссии

      Poссия XVIII века практически не знала общественной жизни в современном понимании этого слова. Была жизнь хозяйственная, бытовая, семейная, обрядовая, религиозная; были определенные формы общения людей друг с другом (в гостях, в церкви и т.д.); были стихийные проявления социального недовольства, временно объединявшие людей; были, наконец, первые элементы культурной жизни, связанные с работой первых учебных заведений, театров, проведением зрелищных и увеселительных мероприятий, изданием журналов, книг, появлением в дворянских усадьбах дворцово-парковых ансамблей и т.п.
      К простейшим формам общественной жизни можно отнести проведение выборов городской, волостной и сельской администрации (в тех случаях, если она не назначалась сверху), гильдейские и цеховые собрания купцов и ремесленников в отдельных городах, но, как правило, во всех подобных случаях решались только хозяйственные, бытовые и сословно-социальные вопросы.
      Первая попытка привлечения представителей различных сословий к решению общественно-значимых вопросов относится ко времени правления Екатерины II, когда она в декабре 1766 года объявила о созыве Комиссии по составлению нового Уложения (Уложенной Комиссии). В числе депутатов Комиссии было и более 10 представителей Брянского края (по одному дворянскому депутату от уезда, по депутату от города, один депутат от однодворцев Севской провинции, а также представители украинского "шляхетства" и казачества.
      Уже сами выборы депутатов стали общественным событием, поскольку на них обсуждались и вручались депутатам наказы, выражавшие интересы представителей сословий конкретного города или уезда. Так, купцы Брянска и Карачева просили предоставить им право покупать местных крепостных; того же Брянск, а так же Севска и Погара – разрешить торговать только купечеству. Однодворцы Карачевского уезда просили оградить их от насильственных действий помещиков с целью захвата земель и закабаления самих однодворцев, а также от произвола воевод. Стародубское "шляхетство" высказало пожелание увеличить число учебных заведений.
      В ходе работы "Комиссии" (1767-1768 годы) депутаты от Брянщины не проявили большой активности, По нескольку выступлений было только у дворянских депутатов Г.А. Бровцына (Трубчевский уезд), категорически возражавшего против любых изменений правового положения крепостных, и С.С. Мясоедова (Брянский уезд), выступавшего со схожих позиций. Остальные депутаты (брянский купец А.Н. Захаров, севский купец и заводчик М.В. Зайцев и другие) красноречием не отличались.



Дополнительно:

Наказы малороссийским депутатам 1767 года и акты о выборах депутатов в комиссию сочинения уложения жителей города Погара

Выборы депутатов в городе Погаре

Наказы малороссийским депутатам 1767 года и акты о выборах депутатов в комиссию сочинения уложения жителей города Стародуба

Прошение казаков Стародубского полка

Выборы в Стародубском полку


      Приобщение дворянства к управлению на местах

      Хотя в целом попытка создать новое Уложение окончилась неудачей, определенный след в жизни русского общества Комиссия оставила. В частности, предложения депутатов от дворянства о регулярном проведении дворянских уездных съездов, о выборах уездных и губернских предводителей дворянства с конца 1770-х годов стали проводиться в жизнь и еще больше увеличили влияние дворянства на решение основных вопросов жизни губерний и уездов.
      Об авторитете и влиянии некоторых предводителей дворянства западных уездов Брянщины говорит хотя бы тот факт, что первым губернским предводителем дворянства в Новгород-Северском наместничестве в 1782 году был избран предводитель стародубского дворянства Н.А. Миклашевский, а позднее избирали на этот пост Г.П. Искрицкого и П.И. Бороздну, представлявших дворянство Суражского уезда. Уездными предводителями дворянства, также, как правило, избирали достаточно хорошо известных людей из старых дворянских фамилий. Так, в Брянском уезде с 1779 года ими последовательно становились П.А. Бахтин, Н.А. Тютчев, А.И. Лопухин, Н.А. Небольсин, И.С. Козелкин.


      Брянцы в общественной и культурной жизни второй половины XVIII века

      В XVIII веке основная деятельность дворянства была связана с военной и реже гражданской службой. Что касается науки, общественной мысли, литературы, искусства, то в этих сферах, наряду с дворянами, активно проявляли себя многие выходцы из других сословий: духовенства, купечества, мещан, крестьян и т.д.
      Так, в середине XVIII века среди лучших выпускников Академического университета Санкт-Петербурга были: сын брянского протопопа А.А. Константинов (1728-1808), специализировавшийся у М.В. Ломоносова "по этики и красноречию" и считавшийся "в словесных и философских науках из лучших" (из последующих событий его жизни стоит упомянуть женитьбу на дочери своего учителя Елене и исполнение обязанностей личного библиотекаря Екатерины II); купеческий сын из Брянска Д.Е. Мокеев (1742-1763), успешно начавший заниматься переводами, но очень рано умерший; сын севского дьячка В.В. Венедиктов (середина 1740-х – 1771), проявивший "особенную склонность … обучаться историческим наукам и языкам", но тоже рано скончавшийся.
      Выходцами из средних слоев были два замечательных мемуариста конца XVIII – начала XIX веков: Гавриил Иванович Добрынин (1752-1824) и Григорий Степанович Винский (1752-1818).
      Первый из них, сын священника севского уезда села Родогощ, основную часть жизни провел в на чиновной службе в Восточной Белоруссии, но в жизнеописании "Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная", наиболее интересная первая часть, посвященная детским и юношеским годам. В ней Г. Добрынин реалистично, ярко, нередко с большой долей иронии изображает жизнь и быт церковнослужителей, помещиков и чиновников уездов Брянщины в 1760 - 1770-е годы.
      Г. Винский родился в городе Почепе в семье небогатого чиновника, рано умершего, последующая жизнь Григория сложилась трудно и драматично: за несовершенное преступление он был лишен чинов и отправлен в вечную ссылку в Оренбургский край. Оказанная ему местными жителями поддержка, самоотверженность юной жены, последовавшей за мужем в ссылку, помогли Г. Винскому пережить случившееся и заняться серьезной умственной работой. Главным ее результатом стали мемуары "Мое время", где есть не только интересные сведения о жизни самого автора, но и оценки многих общественно-политических явлений и событий, в том числе очень нелестная оценка личности и дел Екатерины II.
      Еще более трагической оказалась судьба другого яркого вольнодумца второй половины XVIII века Федора Васильевича Кречетова (1746 – после 1802 года). Выходец из семьи священнослужителя села Борщева, Ф. Кречетов в 1760-е годы служил в Карачевской воеводской канцелярии, а затем продолжал службу в разных местах, но это не дало ему ни чинов, ни материального благополучия. Упорно занимаясь научным и литературным трудом, он написал ряд сочинений на правовые, педагогические и другие темы, разработал несколько проектов о распространении обучения в России, но проекты эти, переданные в Сенат и Екатерине II, не получили поддержки. Резкие нападки Кречетова на отдельных вельмож, на императрицу, "впадшую в роскошь и распутную жизнь", на весь крепостнический и самодержавный строй России привели его к аресту в 1793 году. Последовало восьмилетнее одиночное заключение в Петропавловскую крепость, а затем в Шлиссельбургскую. В 1801 году его, уже больного, освободили из заключения, но после новых писем властям Ф. Кречетова выслали в Пермь, где следы его теряются.
      Хотя многие "прожекты" Ф.В. Кречетова утопичны, а слог его произведений достаточно труден, отдельные его идеи (об упразднении титулов и званий, о политическом равноправии мужчин и женщин, об осуждении захватнических войн, о пропаганде идей мира и дружбы между народами) намного опередили свое время.


      Образование и здравоохранение

      XVIII век часто называют веком Просвещения, и для этого есть не мало оснований. Но в целом обучение молодых россиян в это время шло с большим трудом и касалось лишь небольшой их части, почти совершенно не затрагивая крестьянских детей. Обучение дворянских детей и подростков чаще всего занимались домашние учителя. В их числе были и Г. Винский (долгие годы), и Ф. Кречетов. Порой открывались частные пансионы, где один или несколько учителей обучали небольшое количество проживавших здесь же воспитанников. Подобный пансион, открытый в 1760-е годы С.Е. Карповичем, свыше двадцати лет существовал в Стародубе.
      Основная часть детей духовенства, купечества, мещан, чиновников, а также мелкопоместных дворян получала первичное образование в приходских школах, где обучение вел кто-нибудь из церковнослужителей. Сохранилось очень мало живых свидетельств о том, чему и как здесь учили. Об одном из таких училищ вспоминал позже Г. Винский: "После субботней вечерни все ученики собирались в школу и, не садясь по местам, а стоя ожидали дьяка. При вступлении в школу он был приветствован ото всех в один голос: "Мир ти, благий учителю наш". На что он отвечал: "Треба сикты (сечь) вас" и тотчас начинал экзекуцию". Тех, матери которых присылали дьяку всякую домашнюю снедь, секли в одежде, а "бедняки или у кого матери были скупы, расплачивались голыми задами". Таким оказалось главное воспоминание об этой школе у ее бывшего ученика.
      В конце XVIII века в большинстве уездных городов Брянщины были открыты так называемые "малые народные" (уездные) училища, но, поскольку государственных средств на их содержание не отпускалось, а у городских властей их тоже порой не было, то в работе этих училищ было много трудностей.
      Еще раньше, в 1778 году в Севске по инициативе епископа Амвросия Подобедова было открыто учебное заведение, давшее значительно более широкую подготовку – Севская семинария. Хотя основной задачей семинарии была богословская и образовательная подготовка будущих священнослужителей, немало ее выпускников в дальнейшем продолжали обучение в других учебных заведениях и успешно проявили себя в науке, образовании, медицине, в литературной и общественной деятельности. Не смотря на серьезные материальные и другие трудности, Севская семинария, несомненно, сыграла большую продолжительную роль и в просвещении края, и в подготовке полезных для общества людей.
      Организация медицинской помощи населению в это время практически отсутствовала. Только в самом конце века Павел I принял решение об учреждении губернской медицинской службы, а в уездах она начала создаваться только в XIX веке. Население обычно лечилось домашними средствами и лишь иногда прибегало к помощи знахарей, костоправов, повивальных бабок. Приглашение лекарей было делом дорогостоящим и не всегда возможным просто из-за их отсутствия. На этом фоне выделяется факт создания в селе Радогощ лазарета на 60 мест для лечения больных крестьян и аптеки при нем. И лазарет, и находившаяся в том селе богадельня на 20 человек состояли на "господском содержании", т.е. содержались на средства графини Н.П. Голицыной.


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова