Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Мальцовский промышленный район     


      Во второй половине ХIХ века продолжал активно расти Мальцовский промышленный район. В 1880 году здесь действовало около 17 крупных и до 130 мелких промышленных предприятий. Крупнейшим из них была Дятьковская хрустальная фабрика. Ее изделия славились по всей России. В каталоге фабрики в конце ХIХ века было около 6 тысяч изделий! Здесь изготавливались и дорогие сервизы, и посуда на каждый день. Имена некоторых дятьковских умельцев знали далеко за пределами завода. Талантливым мастером оказалась сестра управляющего фабрикой Елизавета Меркульевна Бом. Ей особенно нравился "русский стиль". По проектам Е.М. Бом выполнены вещи, которые украшают сейчас собрания Эрмитажа, Исторического музея, Петродворца - чаши, штофы, сервизы. Изделия дятьковцев получали Золотые медали на выставках в Чикаго (1893) и Париже (1900).
      Немалое внимание С.И. Мальцов уделял и другим производствам. В 1868 году был пущен в ход Радицкий паровозо-вагоностроительный (завод "Ирмаш"), построенный в двух километрах от станции Брянск. В Радице поначалу предполагалось только собирать и красить паровозы, вагоны, сельскохозяйственные орудия, произведенные в Людинове. Позже, однако, здесь выросло собственное производство, сначала - рельсопрокатное, позже паровозо- и вагоностроительное. В 1870-е годы С.И. Мальцеву становилось все труднее руководить огромным производством, основанным на уходивших в прошлое патриархальных отношениях. Стремясь не допустить раздела предприятий между далекими от дела наследниками и привлечь деньги со стороны, С.И. Мальцов в 1875 году учредил "Мальцовское промышленно-торговое товарищество" с капиталом 6 миллионов рублей.
      Вкладывая большие средства в развитие новых производств и техническое переоснащение, С.И. Мальцов все сильнее попадал в зависимость от государственных и частных кредитов. Когда же правительство отказалось от подписанного ранее контракта на покупку мальцовских паровозов и вагонов, а в 1882 году запретило хождение "мальцовских денег" и потребовало их выкупа (на это ушло около 700 тысяч рублей), ситуации стала критической.
      Жена и сыновья С.И. Мальцова, поддержанные царским двором, воспользовались его длительной болезнью и в 1884 году отстранили предпринимателя от дел. Но наследники оказались неспособны вести дела Мальцовского товариществ и только ускорили банкротство. Л.Н.Толстой, побывавший в марте 1885 года в Дятьково, сочувственно писал жене, что Мальцов "...находится в страшном положении. Дело громадное, требуются сотни тысяч. Рабочих 100000, требующих работы, и денег нет...". Осенью 1885 года было введено казенное управление мальцовскими заводами, но положение не улучшилось.
      Предприятия Мальцовского района стали стремительно приходить в упадок. Большинство заводов было закрыто, оставшиеся работали кое как. Рабочие обнищали.
      В 1893 году С.И. Мальцов умер, отвергнутый семьей и переживший крах дела, которому отдал всю жизнь. Он завещал похоронить себя в Дятьково. Вот слова из некролога: "В ночь на 26 декабря с особым поездом Мальцовской железной дороги прибыло сюда (в Дятьково) тело бывшего владельца здешних заводов Сергея Ивановича Мальцова... Десятки тысяч народа, собравшиеся со всех концов Мальцовского района и из окрестных деревень, многие часы ночью ожидали останки того, кто в течение полувека был для них истинным благодетелем".
      А в 1894 году бывшие мальцовские предприятия выкупила группа московских и петербургских предпринимателей и чиновников, учредивших Акционерное общество Мальцовских заводов. Промышленный подъем 1890-х годов благоприятствовал делам AOMЗ. Уже в 1897 году чистая прибыль общества составила около миллиона рублей. В 1899 году по предложению главноуправляющего заводами АОМЗ Льва Кирилловича Шешминцева близ деревни Боровки (в современном Дятьковском районе) началось строительство первого на Брянщине цементного завода, давшего уже на следующий год свою продукцию.
      "История Брянского края – с древнейших времен до конца ХIХ века, часть I". О.В. Горбачев, А.М. Дубровский, Ю.Б. Колосов, В.В. Крашенинников, Е.А.Шинаков. 2001 год.


Дополнительно:

Из воспоминаний генерала С.И. Мальцова о возникновении и устройстве 1-й железной дороги в России

Мальцовские железные дороги: история их сооружения и настоящее положение

Сергей Иванович Мальцов и Мальцовское промышленно-торговое товарищество, 1880 год

Краткое описание Мальцовских заводов, 1896 год

Воспоминания о С.И. Мальцове, М.П. Межецкий, 1897 год

С.И. Мальцов и Мальцовские заводы, 1903 год

Деревенские впечатления, И.П. Белоконский, 1909 год

Весь СССР (справочник-путеводитель), Б.Б. Веселовский, Н.Н. Накоряков, Н.А. Гейнике, 1930 год

Большая Советская Энциклопедия, 1938 год


Оглавление




 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова