Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Промышленное развитие Брянщины в 1950-1980-е годы     


      Развитие и обновление промышленного производства в 1950-1980-е годы
      С 1951 года Брянская область, как и вся страна, начала выполнять задания пятого пятилетнего плана, утвержденного с большим опозданием - только осенью 1952 года. Планом предусматривалось завершить восстановление разрушенного войной хозяйства и сделать значительный шаг вперед в развитии производства, в первую очередь — тяжелой промышленности. По Брянской области планировались более высокие темпы роста, чем в целом по стране.
      На Брянском паровозостроительном заводе было свернуто производство паровозов (поэтому позже, в 1956 году, завод переименовали в Брянский машиностроительный), и начали выпуск новой продукции. В 1951 году здесь была изготовлена первая паровая турбина мощностью 12 тыс. кВт, а всего до конца пятилетки было произведено 73 турбины разных типов. Крупным шагом на пути технического прогресса стало создание в 1954 году передвижной паротурбинной электростанции, размещенной в десяти специальных вагонах. До конца пятилетки было изготовлено десять таких энергопоездов, которые работали на Братской и Красноярской ГЭС, снабжали энергией алмазодобытчиков Якутии, шахтеров Сахалина, применялись на многих других предприятиях страны. Завод продолжал также выпускать изотермические вагоны, пользовавшиеся большим спросом, но их производство тормозилось нехваткой теплоизоляционных материалов, которые покупались за границей. Чтобы решить эту проблему, на заводе был построен цех, где с 1955 года начали производить изоляционный пенопласт — мипору. С полным напряжением работал прокатный цех БПЗ, выпустивший за годы пятилетки более 1,5 млн. тонн проката. Перестройка работы завода на выпуск новой продукции шла с большими трудностями — из-за просчетов в планировании, несогласованности в деятельности органов снабжения и других причин. Потребовались большие усилия коллектива, чтобы выйти из прорыва и обеспечить выполнение плановых заданий. К концу 1955 года объем продукции БПЗ удвоился по сравнению с 1950 года. В этом была немалая заслуга рационализаторов: свыше четырех тысяч внедренных рацпредложений дали почти 24 млн. рубля экономического эффекта.
      Быстро наращивали производство и другие предприятия Бежицы: силикатный завод, достигший мощности 100 млн. штук кирпича в год, а также сталелитейный, ставший заводом союзного значения и поставлявший фасонное литье многим другим предприятиям. В начале 1950-х годов стальзаводу была поставлена совершенно новая задача — организовать производство тяжелых промышленных тракторов, а в 1954 году началось строительство корпуса № 4 — основы будущего автомобильного завода, который в 1958 году был выделен из стальзавода в отдельное предприятие. В том же году БАЗ выпустил первую партию тракторов Т-140. Однако их себестоимость оказалась в три раза выше проектной из-за низкой механизации труда.
      Конец пятой — начало шестой пятилетки были временем рождения еще одного предприятия Бежицы — камвольного комбината, который стал самым крупным предприятием легкой промышленности области. В 1954 году он был заложен на пустыре на окраине Бежицы, а к 1958 году был воздвигнут огромный производственный корпус и выпущены первые метры тканей с маркой Брянского камвольного комбината.
      На месте полностью разрушенного во время войны вагоностроительного завода им. Урицкого также велось строительство, и в 1956 году завод "Строммашина" дал первую продукцию — оборудование для цементной промышленности. В 1960-е годы завод сменил специализацию, начав выпускать экскаваторы, машины для облицовки каналов бетоном, оборудование для производства железобетонных труб. Изменилось и название завода — он стал Брянским заводом ирригационных машин.
      Из других предприятий Брянска следует упомянуть построенные в 1950-е годы заводы "Литий", электромеханический, шлакоблочный; бывший мотороремонтный завод с середины 1950-х годов начал выпускать сельскохозяйственную технику: льнотрепальные машины, зерносушилки, траворезки и т.п., почему и получил название Брянского завода сельхозмашин; возродился и вновь начал производить минеральные удобрения Брянский фосфоритный завод; клавишная фабрика "Десна" выпустила в 1956 году более 100 первых пианино; на месте бывшего сухарного завода появился первый в СССР завод по производству красного ржаного солода, выпустивший первую продукцию в 1954 году; начал работу ряд крупных предприятий пищевой промышленности. Это еще выше подняло роль Брянска как важного промышленного центра страны. Однако наметилась и тенденция "перегрузки" города производством, что обострило проблему обеспеченности жильем, негативно начало сказываться на экологической ситуации, осложнило работу коммунальных служб и т.д.
      Развивалось и обновлялось промышленное производство и в других частях Брянщины. В 1954 году был построен Рогнединский льнозавод, в 1956 — фанерная фабрика Селецкого домостроительного комбината (поселок Белая Березка). Успешно наращивал производство Брянский цементный завод, давший в 1956 году цемента вдвое больше, чем в 1940 году, хотя численность рабочих снизилась на треть. Этого удалось достичь за счет полной механизации основных трудоемких процессов. В 1957-1958 годы здесь вступили в строй пятая и шестая 150-метровые цементные печи и завод стал крупнейшим предприятием отрасли в Европе. Быстро рос и соседний комбинат асбоцементных изделий. Построенный ранее шиферный завод был реконструирован, что позволило расширить объем производства более чем вдвое; в 1952 году был построен второй шиферный завод, в 1957 году — третий, равный по мощности двум прежним, вместе взятым. Здесь же начали выпускать асбоцементные трубы.
      Совершенствовалось производство на стекольных заводах Дятьковского района. Чернятинский завод (поселок Старь), прекратив производство оконного стекла, полностью переключился на выпуск светотехнических изделий (линз, зеркальных отражателей, светофильтров и т.д.), а также декоративных облицовочных материалов. Ивотской завод был единственным в стране предприятием, вырабатывавшим стекловолокнистые термоизоляционные материалы (стекловату, пеностекло и т.п.). За период с 1950 по 1955 год более чем в два раза увеличили производство оконного стекла бытошские стеклоделы. Здесь было также начато производство стеклянных труб и цветных облицовочных плиток. Более 100 новых видов изделий освоили в пятой пятилетке дятьковские хрустальщики, произведя сверхплановой продукции на 17 млн. рублей.
      Реконструировались, расширялись, оснащались новой техникой заводы Клинцовского и Новозыбковского промышленных районов. К примеру, на текстильных фабриках Клинцов в годы пятой пятилетки стали внедряться автоматические ткацкие станки, а общий объем продукции предприятий города вырос за пять лет в два раза.
      С 1956 года началась шестая пятилетка, но первый ее год оказался для промышленности области довольно обескураживающим. Если раньше ежегодный рост объемов промышленного производства составлял 15-20%, то в 1956 году он упал до 7%, а производительность труда увеличилась только на 2%. Особенно значительное отставание от плана было допущено Бежицким сталелитейным заводом. Ежегодные убытки достигали здесь 2-3 млн. рублей.
      Поскольку подобная ситуация была и во многих других регионах, руководство страны в 1957 году решило реорганизовать всю систему управления промышленностью и строительством. Были упразднены отраслевые министерства, а руководство предприятиями перешло к местным совнархозам. В ведении Брянского совнархоза оказалось около 120 предприятий, где было занято более трех четвертых всех рабочих области (не были подчинены совнархозу в основном предприятия военно-промышленного комплекса). Эта реорганизация приблизила систему управления к производству, сделала ее более оперативной, позволила лучше учитывать местные условия, в некоторой степени сократила транспортные расходы. Поэтому на первых порах она принесла положительные результаты.
      Вскоре последовало еще одно новшество. Не очень удачно начавшаяся шестая пятилетка так и осталась незавершенной. Решено было с 1959 года приступить к выполнению нового, семилетнего плана (1959-1965). Годы семилетки были в целом успешными для предприятий области. Был введено в строй около сорока новых производств, реконструирован ряд старых, освоено свыше ста новых видов изделий. Одно из крупнейших новых предприятий — Брянский завод полупроводниковых приборов (БЗПП), позже — ПО "Кремний", основная часть изделий которого шла на нужды обороны. Но ведущим предприятием области, несомненно, оставался БМЗ. В конце 1950-х годов здесь стало сокращаться, а затем и прекратилось производство турбин. Одновременно завод приступил к производству тепловозов, первенец которых ТЭМ-1 был выпущен в июле 1958 году. Вскоре бежицкие тепловозы этого класса стали самыми распространенными на магистралях страны. Позже выпускались тепловозы и других марок. В 1961 году успешно прошли испытания первого изготовленного на БМЗ судового дизеля, а в последующие годы производство разных судовых дизелей было поставлено на поток. БМЗ был единственным в стране предприятием, где с 1962 года производились рефрижераторные секции для перевозки скоропортящихся грузов.
      Немаловажную роль в развитии БМЗ, повышении авторитета предприятия сыграл возглавлявший завод в 1962-1967 годы Л.М. Филюков — уроженец Бежицы, выпускник БИТМа, талантливый инженер, хороший организатор, в 33 года возглавивший крупнейшее предприятие области, но скончавшийся, не дожив до 40 лет. Показательно мнение о Л.М. Филюкове одного из ветеранов завода: "Ему сильно верили. Он двигался сам и заставлял двигаться других... И ему мы обязаны высоким качеством марки завода". За успехи в годы семилетки орденами Трудового Красного Знамени были награждены БМЗ, а также Дятьковский хрустальный завод.
      Имелись достижения и у других предприятий. Завод "Дормаш" наладил выпуск машин для Крайнего Севера; здесь, помимо грейдеров, изготавливались также скреперы, бульдозеры, роторные экскаваторы и другая дорожная техника. Экскаваторы выпускал и завод ирригационных машин. Новозыбковский завод "Волна революции" начал производство деревообрабатывающих станков. Клинцовские машиностроительные предприятия освоили выпуск ленточных машин для текстильной промышленности, автокранов, поршневых колец, телефонной аппаратуры. На месте Жуковского машиностроительного завода был построен новый — велосипедный, и в 1960 году выпущены первые 2800 велосипедов. Через несколько лет годовой выпуск превысил полмиллиона. Велосипеды "Десна" разных типов получили широкую известность.
      Было немало значительных достижений у отдельных цехов, бригад, участков, лучших передовиков производства. Большой вклад в эти достижения вносили участники различных форм социалистического соревнования, в частности — движения за коммунистический труд, в котором участвовало более 150 тысяч человек. Многие из них по итогам семилетки были награждены орденами и медалями, а бригадиру слесарей-сборщиков БМЗ П.П. Козину, фрезеровщику завода дорожных машин Н.А. Старостину и ткачихе камвольного комбината В.Н. Борисовой было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
      Тем не менее некоторые тенденции настораживали. Если в 1957-1959 годы рост объемов промышленного производства к уровню предыдущего года составлял 13-16% при росте производительности труда 8-9%, а в 1960 году эти показатели составили даже соответственно 22% и 11%, то с 1961 года они стали заметно опускаться. Годовой рост производительности труда в 1961-1965 годы в целом по области не превышал 3-5%. Главная причина — предприятия под руководством совнархозов как бы "варились в собственном соку", ослабели связи с родственными предприятиями других регионов, что стало тормозить научно-технический прогресс, внедрение новых технических и технологических разработок. В 1965 году решено было вновь вернуться к отраслевой системе руководства производством, а совнархозы распустить.
      Особенности развития промышленности с середины 1960-х до середины 1980-х годов
      С легкой руки позднейших идеологов периода «перестройки» время с середины 1960-х до начала 1980-х годов ("эпоха Брежнева") нередко называется временем застоя и чуть ли не загнивания советского общества. Однако достаточно беспристрастные социологические опросы конца 1990-х годов, когда уже сошли на нет хлесткие анекдоты о Л.И. Брежневе позднего периода (т.е. о фактически больном человеке) и когда люди могли более спокойно сравнивать, что было и что стало, показали — в представлении если не большинства, то очень значительной части общества "эпоха Брежнева" — наиболее стабильное и спокойное время, т.е. "плюсы" стали перевешивать "минусы", хотя, несомненно, было и то, и другое.
      Восьмая пятилетка (1966-1970 годов) была для промышленности области в целом успешной. Плановые задания по объему производства, росту производительности труда были не только выполнены, но и перевыполнены. Объем промышленного производства за пятилетку вырос на 70%, производительность труда — на 39%. Сверх плановых цифр было произведено продукции на 577 млн. рублей. За пятилетку было освоено более 600 новых образцов машин, оборудования, материалов, других изделий. Средняя зарплата рабочих промышленности выросла по сравнению с 1965 годом на 30%.
      За успехи в выполнении заданий пятилетки более 600 рабочих, служащих и инженерно-технических работников машиностроительных предприятий области, где успехи оказались особенно ощутимыми, были награждены орденами и медалями. Орденом Ленина был награжден коллектив завода дорожных машин, а его директор Н.Н. Руднев и сталевар Бежицкого сталелитейного завода П.П. Карзанов стали Героями Социалистического Труда. Еще раньше, в 1967 году, орденом Ленина за активное участие в партизанском движении, мужество и стойкость, проявленные трудящимися области в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за успехи, достигнутые в восстановлении и развитии народного хозяйства, была награждена Брянская область. Это, несомненно, была заслуженная награда. В последующем, в 1970-1980-е годы, когда всевозможные празднества, юбилеи, награждения становились все более частыми и массовыми, они вызывали не только чувство удовлетворения, но и более критические оценки.
      Выполнение плановых заданий 9-й и особенно 10-й пятилеток шло уже с немалыми трудностями. Темпы прироста объема промышленной продукции заметно сократились: за годы 9-й пятилетки они составили 46% , за годы 10-й — только 27% . Вдвое по сравнению с 8-й пятилеткой уменьшились темпы повышения производительности труда — в 10-й пятилетке они составили 20%. Наибольший объем прироста производства по-прежнему приходился на предприятия машиностроения и химической промышленности, т.е. на те фабрики и заводы, которые в значительной степени были связаны с оборонным комплексом. За счет этих же предприятий (БЗПП, "Лития", БЭМЗ, унечского "Тембра" и других) наращивался и выпуск товаров культурно-бытового назначения (телеаппаратуры, магнитофонов и т.п.).
      В то же время за годы 10-й пятилетки все увеличивалось количество изделий, планы производства которых недовыполнялись. Так, в 1980 году не были выполнены планы выпуска грейдеров, бульдозеров, велосипедов, шифера, оконного стекла, домостроительных панелей, многих товаров легкой и пищевой промышленности.
      И успехи промышленности в годы 8-й пятилетки, и снижение темпов ее развития в 9-й и 10-й пятилетках в значительной степени были связаны с реализацией экономической реформы, которая начала проводиться с 1965 года. По этой реформе предприятия и объединения переводились на хозяйственный расчет в рамках государственного плана. Главным показателем вместо валового выпуска становилась реализация продукции. Зарплата работников была поставлена в зависимость от перевыполнения плана, уровня рентабельности и размеров прибыли. Поощрялся также выпуск новой продукции. Реформа предоставила предприятиям довольно значительную самостоятельность в хозяйственных вопросах, и на первых порах положительные моменты реформы дали неплохой эффект.
      Но с течением времени стали проявляться и некоторые недостатки реформы. Поскольку главным показателем эффективности производства стала считаться прибыль, то руководители предприятий стремились получить ее любым путем. Кроме повышения производительности труда, улучшения качества изделий, сокращения издержек производства, начали чаще использоваться такие меры, как формальное обновление выпускаемой продукции с повышением цен на нее, упрощение технологии изготовления изделий (это обычно снижало их качество); нередко предприятия просто добивались от министерств и Госплана "облегчения" плановых заданий, что позволяло им без особого напряжения оставаться прибыльными. Практика "корректировки" планов (так более благозвучно именовали их снижение) стала достаточно распространенной.
      Возникли определенные проблемы и в ходе внедрения достижений научно-технического прогресса. Один из главных плановых показателей — рентабельность — предполагал полную загрузку имеющегося производственного оборудования, а это означало, что на предприятиях не было свободных площадей и оборудования для опробования технических новинок и новых технологий. Началось недовыполнение планов ввода новой техники — в 1980 году, к примеру, он был выполнен только на 92%. А без совершенствования производства на современной научно-технической основе нельзя было добиться ни устойчивого повышения производительности труда, ни повышения качества изделий.
      Возникло, с одной стороны, затоваривание некоторыми неходовыми тканями, швейными изделиями, обувью — достаточно носкими, но не отличавшимися качеством и красотой отделки (отсюда и погоня за импортными товарами), а, с другой стороны, возник и все более увеличивался дефицит на продовольственные товары (особенно — мясопродукты), некоторые изделия легкой промышленности, товары культурно-бытового назначения и длительного пользования.
      Имелись серьезные "перекосы" и в финансировании: основные средства по-прежнему вкладывались в тяжелую промышленность (а в ней — в такие выполнявшие оборонные заказы предприятия как БАЗ, Сельцовский завод № 121, ПО "Кремний", БЭМЗ, "Литий", "Электроаппарат" и т.п.), а предприятия легкой и пищевой промышленности, выпускавшие основную часть товаров народного потребления, финансировались намного слабее. На оборонных предприятиях сосредотачивалась и значительная часть инженерно-конструкторских кадров высокой квалификации.
      Это не означало, что в развитии промышленности области в 1970-х — начале 1980-х годов было больше проблем, чем успехов. На большинстве предприятий сложились работоспособные коллективы, среди которых выделялись и замечательные новаторы и передовики производства, и талантливые инженеры, и крупные организаторы. Одним из наиболее видных руководителей брянской промышленности был Геннадий Павлович Буров (1924-1985), с конца 1960-х до середины 1980-х годов возглавлявший коллектив БМЗ. При нем завод не только добился высоких производственных результатов, но и значительно благоустроился. За достигнутые успехи и в связи со 100-летием со дня основания в 1973 году завод был награжден орденом Ленина. В 1981 году Г.П. Бурову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а через четыре года трудовая Бежица проводила в последний путь уважаемого руководителя, много сделавшего для развития завода и района.
      Время восьмой—десятой пятилеток было периодом заметного повышения уровня благосостояния рабочих и служащих. Значительная часть получаемой предприятиями прибыли использовалась, во-первых, для премирования трудящихся (с этого времени появилось выражение "тринадцатая зарплата"), и, во-вторых, для развития жилищного строительства, социальной сферы, оздоровления рабочих и служащих, содействия культуре, спорту, разумному отдыху. В эти годы уже довольно многие люди могли позволить себе купить дорогие вещи: телевизор, магнитофон, холодильник, стиральную машину, пылесос, ковер, даже — легковой автомобиль, приобрести кооперативную квартиру, причем спрос на все это зачастую превышал предложение. Шла активная газификация жилья, что снимало вопрос о приобретении топлива. Не было серьезных трудностей для нуждающихся в санаторно-курортном лечении, которое оплачивалось в основном за счет профсоюзов.
      И все же не стоит преувеличивать степень материального благополучия советских граждан. Средняя заработная плата большинства рабочих и служащих составляла к середине 1980-х годов 100-200 рублей в месяц. Такая зарплата (с учетом бесплатности образования и медицинского обслуживания, малых сумм коммунальных платежей, незначительных транспортных расходов) позволяла не испытывать серьезных проблем с питанием (буханка хлеба стоила 14-16 копеек) и с приобретением повседневной одежды и обуви. Даже низкооплачиваемые рабочие и пенсионеры могли сводить концы с концами. Но покупка любой дорогостоящей вещи заставляла большинство экономить даже на необходимом. Поскольку обладание некоторыми дефицитными вещами как бы повышало социальный статус человека, люди стремились этого достичь хотя бы "по блату" (то есть используя связи, знакомства и, как правило, переплачивая тому, кто оказал услугу). С другой стороны, стремление повысить материальный достаток все чаще проявлялось в мелком воровстве на производстве — появились "несуны", выносившие с заводов материалы, запасные части, инструменты, продукты и т.д. — все, что можно было потом продать. Ни усиление охраны, ни привлечение задержанных к товарищеским судам больших результатов не давали. Постепенно накапливавшиеся производственные и социальные проблемы становились все заметнее, но пока еще не казались очень острыми.



Оглавление




 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова