Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Просвещение и культура на Брянщине в 1950-1980-е годы     


      Школьное и профессионально-техническое образование
      Вторая половина XX века была для работников образования, здравоохранения, культуры Брянщины, с одной стороны, периодом заметных успехов, дальнейшего укрепления материальной базы, повышения профессионального уровня работников, но, с другой стороны, временем немалого количества проблем.
      Одним из главных документов, определявших пути развития советской школы, был закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958). Основными направлениями реализации этого закона в области стали: работа по осуществлению обязательного восьмилетнего образования; обеспечение необходимых условий для организации трудового (в старших классах — производственного) обучения; совершенствование системы учебно-воспитательной работы за счет внедрения активных методов проведения уроков, организации факультативных занятий, развития кружков, секций и других видов внеурочной деятельности.
      В области шел поиск тех форм работы со школьниками, которые способствовали бы развитию их мыслительной деятельности и творческих способностей. Среди учителей активно пропагандировался опыт педагогов-новаторов, во многих школах шла работа по оборудованию и оформлению учебных кабинетов, школьных музеев, по организации походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, спортивных и туристических соревнований. Немалую роль в патриотическом, нравственном и трудовом воспитании учащихся играли комсомольские и пионерские организации. Заметную помощь в укреплении учебно-методической базы, в организации отдыха учащихся оказывали многим школам шефствующие предприятия и организации.
      Но все же главную роль в воспитании детей и юношества всегда играли учителя, особенно те из них, кто был для учеников примером доброжелательности, интеллигентности, творческой увлеченности делом. Вот только некоторые из их числа.
      Ольга Андреевна Славянина в 1918 году с золотой медалью закончила Севскую гимназию, работала учительницей в деревни Дубки, потом окончила Севский педтехникум и литературно-лингвистическое отделение педфака МГУ. В 1937 году был арестован и погиб ее муж, сама она прошла через лагеря, затем вернулась в родные места, работала в Лопандинском педучилище, Севской средней школе. Кроме педагогического труда, было у Ольги Андреевны еще одно большое и доброе дело — собирание местного фольклора. В результате в 1970-е - 1980-е годы появились подготовленные ею книги "Народные песни Севского района", "Старинная севская свадьба", "Севские частушки" — замечательные собрания устного народного творчества.
      Лев Дмитриевич Передельский — коренной карачевец. После окончания в родном городе педучилища был призван в армию и всю войну прошел, командуя зенитным орудием. В послевоенные годы работал в Карачевском роно, был директором Мылинской и Бошинской школ, а затем тридцать лет — завучем и директором Карачевской школы имени А.М. Горького, лучшей в городе. Деятельный руководитель, талантливый педагог, он был и страстным краеведом, написав первую книгу о Карачеве, второе, значительно дополненное издание которой вышло в 1995 году — в год смерти ее автора.
      Многим жителям Брянщины и гостям нашей области хорошо известно имя Владимира Даниловича Гамолина. Уроженец деревни Клинок (Жирятинский район), он работал учителем литературы и завучем в Овстугской школе Жуковского района. Оказавшись на родине Ф.И. Тютчева и будучи человеком, влюбленным в поэзию, молодой педагог сумел создать в Овстуге в 1957 году музей великого поэта, а затем в 1961 году был инициатором проведения здесь ставшего традиционным Тютчевского праздника поэзии — первого из числа подобных в нашей стране. До сих пор Владимир Данилович продолжает встречать гостей Овстуга, вдохновенно рассказывая им о жизни и творчества Ф.И. Тютчева, нередко перемежая рассказ собственными стихами (свидетельством его поэтического дарования стали два недавно изданных сборника стихов).
      Огромный труд, любовь к делу, организаторский талант вложил в развитие движения юных садоводов-озеленителей, в украшение и благоустройство родного поселка и района учитель ботаники Комаричской школы-интерната Иван Егорович Васильев.
      А созданный учителем истории Юдиновской школы Погарского района Леонидом Ивановичем Гришиным (при поддержке бывшего председателя местного колхоза, Героя Социалистического Труда М.С. Баранка) музейный комплекс, состоящий из расположенного под открытым небом музея "Палеолит" и музея села Юдиново, не имеет подобных не только в области и в России, но и в мире — такое мнение высказали побывавшие здесь профессора-археологи из девяти университетов США.
      Отмечая подвижнический труд многих педагогов, нужно признать, что в работе школ в 1960-1980-е годы не все было благополучно. Заметным явлением стала "процентомания", когда результаты работы учителя и школы определялись вышестоящими органами по цифровым показателям, и чем меньше у учащихся было "двоек" и больше "четверок" и "пятерок", тем лучше, считалось, работает коллектив школы. А отсюда был лишь шаг до "очковтирательства", то есть искусственного завышения оценок, чтобы создать видимое благополучие.
      Многие школьные трудности были связаны с демографическими проблемами. Если в 1950-е годы число школ в области постоянно росло и в 1962 году их работало 1915, то к 1985 году количество школ сократилось до 1029. Это означало, что за два десятка лет закрылась почти половина сельских школ. Началось сокращение с малокомплектных начальных школ, а затем коснулось и восьмилетних с небольшим количеством учащихся. В таких школах, действительно, трудно было обеспечить высокое качество знаний учащихся, так как работали здесь в основном учителя-совместители, но в социальном отношении закрытие школ негативно сказывалось на деревенской жизни.
      Не оправдала себя попытка введения в старших классах общеобразовательных школ производственного обучения. Если занятия по трудовому обучению в школьных мастерских, кабинетах домоводства, на пришкольных учебно-опытных участках в целом были полезными, то подготовить полноценного шофера, тракториста, токаря, швею или рабочего другой профессии школа не могла из-за отсутствия и необходимой материальной базы, и кадров профессиональных преподавателей и мастеров. Но главный минус был в другом — большинство выпускников не планировало работать по полученной профессии. Позже от этого эксперимента отказались, тем более что имелась достаточно отлаженная система подготовки рабочих кадров в профтехучилищах.
      До конца 1950-х годов в области существовало много типов учебных заведений по подготовке трудовых резервов: ремесленные, железнодорожные, строительные училища, школы фабрично-заводского обучения и ученичества, училища механизации сельского хозяйства и т.д. С 1954-1955 годов для подготовки наиболее высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала было открыто пять технических училищ, где начали обучаться около 1,5 тысяч юношей и девушек со средним образованием.
      В 1959-1963 годы все эти учебные заведения были преобразованы в городские и сельские ПТУ с 1 - 3-х-годичным сроком обучения, причем было значительно увеличено число профессий, по которым велась подготовка: в конце 1950-х годов здесь готовили по 60 профессиям, а в 1970 году — уже по 120. С 1969 года в системе профтехобразования, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, начала осуществляться новая реформа: все ПТУ постепенно должны были перейти на 3 — 4-х-летний срок обучения для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием, то есть общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка должны были осуществляться параллельно. Сохранялись и технические группы, где обучались юноши и девушки, уже получившие общее среднее образование. Росло и количество профтехучилищ, и число обучающихся в них. Если в 1959 году в области работало 28 ПТУ (8 тысяч учащихся), то в 1971 году — 35 ПТУ (18,5 тысяч учащихся).
      Однако с течением времени в работе профтехучилищ стали проявляться всё более заметные трудности. Как правило, в ПТУ поступали не самые лучшие выпускники школ, и поэтому обеспечить хотя бы удовлетворительный уровень подготовки (особенно — по общеобразовательным предметам) было непростым делом. По этой же причине воспитанники ПТУ выделялись среди других учебных заведений по числу правонарушений. Уже в 1970-е годы все более сложной становилась проблема комплектования ПТУ. Рос прием в вузы, техникумы, а общее количество молодежи в области сокращалось. Поэтому некоторые училища пришлось закрыть, и к 1980 году в области продолжало работать 26 средних ПТУ, в которых обучалось 13 тысяч человек.
      Средние специальные и высшие учебные заведения. Отраслевая наука
      Вторая половина XX века была временем заметного расширения системы подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. Если в 1950 году в трех вузах области обучалось 7 тысяч студентов, то в 1965 году их число перевалило за 11 тысяч, а в 1985 году превысило 17,5 тысяч.
      Наиболее стабильно, обеспечивая высокое качество подготовки инженеров разного профиля, работал Брянский институт транспортного машиностроения. Здесь сложился крепкий профессорско-преподавательский коллектив, имеющий высокий научный потенциал. Примечательно, что среди ведущих ученых вуза преобладали бывшие его выпускники, знающие условия местного производства и способные соединить достижения научной мысли с практическими потребностями предприятий Брянщины и соседних регионов.
      Среди наиболее известных преподавателей института, завоевавших высокий авторитет в научно-технических кругах, можно назвать докторов технических наук, профессоров: братьев Л.Н. и Е.Н. Никольских, длительное время возглавлявших кафедры вагоностроения и динамики и прочности машин, заслуженных деятелей науки и техники РСФСР, А.А. Камаева, руководившего кафедрой локомотивостроения и являвшегося видным специалистом в этой области, Э.В. Рыжова, изучавшего методы упрочения деталей и работавшего в 1970-е годы сначала проректором, а затем — ректором БИТМа, Г.И. Сильмана, видного специалиста в области термической обработки металлов и литейного производства, избранного членом Нью-Йоркской академии наук, В.П. Лозбинева, автора ряда трудов по вагоностроению и проблемам высшей школы, заслуженного деятеля науки и техники РФ, и ряда других. Особо следует выделить доктора технических наук, профессора Владимира Тихоновича Буглаева. Уроженец Брянска, он в 1956 году закончил БИТМ, а в 1979 году был избран ректором родного вуза и до последнего времени успешно возглавлял его коллектив. С 1986 года и до 2002 года был бессменным председателем совета ректоров брянских вузов. Удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РФ, избран членом Российской инженерной академии, Нью-Йоркской академии наук.
      Институт гордится тем, что среди его выпускников — доктор технических наук, профессор Константин Васильевич Фролов, избранный в 1984 году действительным членом АН СССР, а в 1985 году — ее вице-президентом и более десяти лет работавший в этом качестве (с 1991 года — в Российской АН). Одновременно ученый возглавлял отделение машиностроения, механики и процессов управления АН, а затем стал директором Института машиноведения Российской АН.
      Много положительных изменений было в жизни Брянского лесохозяйственного института, преобразованного в 1960 году в технологический. Значительно расширилась и укрепилась его учебно-материальная база. Наряду с подготовкой специалистов лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности институт стал готовить инженеров-строителей. С новым строительным факультетом долгие годы был связан Василий Николаевич Городков (1919-1997), работавший зав. Кафедрой архитектуры. Он был автором проектов зданий ЦУМа, областной библиотеки и ряда других, а также основных мемориальных комплексов Брянщины, организатором работы по изучению, сохранению и восстановлению архитектурных памятников области.
      Однако основные научные разработки ученых БТИ по-прежнему были связаны с экологией, охраной природы, правильным лесоустройством, сбережением и разумным использованием лесного богатства. В числе ученых, наиболее активно работавших над этими проблемами, — бывшие выпускники института доктора наук, профессора Н.З. Харитонова, В.П. Тарасенко, Ф.В. Кишенков и некоторые другие. Среди них был я Всеволод Васильевич Памфилов (1915-1989), возглавлявший вуз с 1957 по 1976 год.
      Важнейшим событием в жизни областного педагогического института стало его перебазирование в 1976 году из Новозыбкова в Брянск. Этому предшествовала большая работа по строительству нового комплекса здания института, их оборудованию и обустройству, формированию коллективов новых кафедр и факультетов. Вуз стал именоваться Брянским государственным педагогическим институтом имени академика И.Г. Петровского (тем самым была отдана дань уважения выдающемуся деятелю высшей школы и ученому). Ректором института в это непростое время (с 1971 по 1980 год) был Федор Васильевич Слюняев, сумевший сплотить коллектив на решение больших и сложных задач, являвшийся не только требовательным и доброжелательным руководителем, но и примером трудолюбия, личной скромности, человеческой порядочности.
      С 1985 года вузом, ставшим наиболее крупным среди вузов Брянщины, уверенно руководит доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, Юрий Васильевич Журов. Значительное количество бывших выпускников Новозыбковского пединститута вернулось в вуз в качестве преподавателей. В их числе профессора А.Н. Прядехо, доктор педагогических наук, более 20 лет работающий проректором по учебной работе; В.В. Шлык, длительное время являющийся проректором по заочному обучению; Е.И. Евсеенко, доктор экономических наук; А.Д. Булохов, доктор биологических наук, и многие другие.
      В 1980 году в области появился четвертый вуз — Брянский сельскохозяйственный институт. Возник он на базе Кокинского сельскохозяйственного техникума (совхоза-техникума), директором которого с самого возникновения около полувека был Петр Дмитриевич Рылько, уроженец поселка Дубровки, выпускник Новозыбковского сельхозтехникума, активный селькор, общавшийся со многими известными деятелями, удостоенный звания Героя Социалистического Труда. Он всегда стремился направлять усилия коллектива техникума не только на подготовку хороших специалистов сельского хозяйства, но и на воспитание любящих землю, разносторонне образованных и культурных сельских интеллигентов. Еще в годы работы совхоза-техникума в поселке Кокино была создана хорошая учебно-производственная и социально-культурная база, ставшая фундаментом для развития всех направлений деятельности БСХИ.
      Вуз первоначально включал пять факультетов: агрономический, зооинженерный, механизации сельского хозяйства, экономический, а также факультет среднего сельскохозяйственного образования. Позже к нему был присоединен брянский филиал Московского гидромелиоративного института, что расширило круг вузовских специальностей. С года создания и до настоящего времени коллектив института возглавляет профессор Егор Павлович Ващекин, заслуженный работник высшей школы России.
      Учебная деятельность студентов здесь обязательно совмещалась с производительным трудом в учебно-опытном хозяйстве, с научно-исследовательской работой. В поселке Кокино на базе учхоза работает опорный пункт Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства, возглавляемый доктором сельскохозяйственных наук, профессором И.В. Казаковым, заслуженным деятелем науки РФ, членом-корреспондентом Российской сельскохозяйственной академии, видным селекционером (им выведено более двадцати сортов малины).
      Помимо Кокинского опорного пункта, в области работало еще несколько сельскохозяйственных научных учреждений. Кроме Новозыбковской опытной станции (здесь активно продолжалась селекционно-семеноводческая работа с люпином, самые распространенные сорта которого были выведены Героем Социалистического Труда К.И. Саввичевым, а также разрабатывалась агротехника окультуривания песчаных почв — наибольших результатов в этом добился доктор сельскохозяйственных наук А.А. Духанин), с 1956 года в поселке Мичуринском Брянского района была организована Брянская сельскохозяйственная опытная станция. Главными направлениями ее деятельности стали: разработка передовой агротехники и выращивание элитных семян зерновых и картофеля, разработка лучших зоотехнических приемов и выращивание племенного молодняка, ведение пропаганды достижений сельскохозяйственной науки и передового опыта. Основной базой для реализации последнего направления стала организованная здесь же, в поселке Мичуринском, Брянская областная сельскохозяйственная выставка.
      Система среднего специального образования на Брянщине работала достаточно стабильно, результативно, из года в год наращивая прием учащихся и выпуск молодых специалистов. В 1950 году в техникумах области обучалось около 8 тысяч человек, к 1960 году их число возросло до 13 тысяч, а к 1965 году был совершен очень крупный скачок вперед — число учащихся почти удвоилось, достигнув 25,6 тысяч. Это произошло не только за счет некоторого увеличения числа техникумов (до 24), но, в первую очередь, за счет значительного расширения заочной формы обучения. Рост контингента учащихся средних специальных учебных заведений продолжался до 1978 года, достигнув 30 тысяч человек, а затем произошло его некоторое сокращение — к 1985 году до 26 тысяч при том, что количество техникумов даже немного возросло (до 27). Главной причиной этого было ухудшение демографической ситуации в области.
      Большая часть техникумов Брянщины была организована еще в довоенное время. Техникумы, восстановленные после войны, впоследствии закрывались редко (Хотылевскии сельхозтехникум был преобразован в сельское ПТУ, которое позже было закрыто, Стародубское медицинское училище было переведено в Новозыбков, закрылось Лопандинское педучилище). Большинство новых техникумов готовило специалистов, подготовка которых в области ранее не велась. Таковы, к примеру, Брянские культурно-просветительное и художественное училища, физкультурный техникум.
      В послевоенные десятилетняя значительно укрепилась и обновилась учебно-материальная база большинства техникумов. Выросли корпуса новых учебных зданий и общежитий Клинцовского педучилища, Трубчевских зооветеринарного и политехнического техникумов (в развитии последнего очень большую роль сыграл руководивший им более 30 лет Н.В. Коновалов), Брасовского и Новозыбковского сельхозтехникумов, Брянских техникумов советской торговли, железнодорожного транспорта и целого ряда других.
      Учреждения культуры. Творческие организации
      Партийные, советские, профсоюзные органы всегда уделяли значительное внимание работе библиотек, домов культуры, клубов, кинотеатров, музеев и других учреждений культуры, рассматривая их не только как места разумного отдыха населения, но в первую очередь как очаги идейно-политического влияния на массы. В этих учреждениях широко проводились массовые мероприятия, посвященные 50-летию советской власти, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, юбилейным победным датам Великой Отечественной войны и другим подобным событиям.
      Героика недавней войны в значительной степени определяла направленность экспозиций восстановленных музеев в Брянске, Трубчевске, Новозыбкове, Севске и некоторых других районных центрах. Материалы о партизанском движении стали основой экспозиции Навлинского музея. Ряд аналогичных музеев работал как составная часть созданных мемориальных комплексов: музей на Партизанской поляне под Брянском, музей Сещинского интернационального подполья, музей памяти жертв фашизма в деревне Матреновке и т.д. Создавались и работали музеи боевой и трудовой славы при многих Дворцах и домах культуры, школах, ПТУ и других учебных заведениях.
      Среди энтузиастов музейного дела на Брянщине особенно следует выделить Федора Михайловича Заверняева и Василия Андреевича Падина. Оба они своими открытиями и публикациями получили широкую известность в научных кругах далеко за пределами нашей страны, оба неустанно трудились над изучением исторических (особенно археологических) памятников и собиранием древностей, у каждого из них были свои особенно значительные достижения. Для Ф.М. Заверняева главным делом жизни стало открытие древнейшего в средней полосе России Хотылевского палеолитического местонахождения, для В.Д. Падина — исследование Кветунских курганов под Трубчевском.
      Постепенно тематика музейной деятельности становилась все разнообразнее, и некоторые новые музеи Брянщины получили очень широкую известность. Это, в первую очередь, литературно- мемориальные музеи Ф.И. Тютчева в Овстуге и А.К. Толстого в селе Красный Рог (Почепский район), Дятьковский музей хрусталя, где наряду с образцами хрустальных изделий XIX — начала XX века представлены замечательные произведения дятьковских художников второй половины XX века: народного художника РСФСР Е.С. Шувалова, заслуженного художника РСФСР И.В. Мачнева и других мастеров. Эти музеи, наряду с мемориальными комплексами на Партизанской поляне, площади Партизан, Кургане Бессмертия стали главными визитными карточками нашего края. К ним можно добавить и парк-музей имени А.К. Толстого в Брянске с его замечательными деревянными скульптурами.
      Важную роль в культурной жизни области играли и продолжают играть библиотеки. Методическим центром для них стала Брянская областная библиотека имени Ф.И. Тютчева, переехавшая в новое здание в 1959 годы и превратившаяся в крупнейшее культурно-просветительное учреждение области. Активно работали с читателями основанная в 1967 году Брянская областная детская библиотека, Центральная Брянская городская библиотека им. В.И. Ленина (созданная на базе Бежицкой районной библиотеки), многие другие библиотечные учреждения. Расширялись и становились более разнообразными формы их деятельности.
      Общее число библиотек в области испытывало некоторые колебания. В 1955 году оно было наибольшим — 1027, но затем стало сокращаться, снизившись к 1965 году до 811 (это было меньше, чем в 1940 году). В дальнейшем снова начался некоторый рост и к 1985 году в области работало 914 библиотек с общим фондом книг и журналов свыше 13 млн. экземпляров.
      Быстро развивалась кинофикация области. Если в 1940 году имелось 213 киноустановок (в основном — передвижных), то к 1955 году их число удвоилось, к 1960 году выросло до 828, к 1970 году — до 1580. К этому времени количество мест в залах кинотеатров превысило 100 тысяч, а число кинозрителей в год превышало 25 млн. человек. В последующие годы стал отмечаться постепенный спад, и к 1985 году число киноустановок сократилось до 1240. Явно начинала сказываться конкуренция со стороны телевидения. В марте 1959 года вступил в строй Брянский телецентр, в 1972 году — ретрансляторы в Унече и поселке Шведчики (Севский район). К этому времени в области уже насчитывалось более 110 тысяч телевизоров.
      Что касается сети клубных учреждений, но она росла достаточно стабильно — с 834 в 1950 году до 1156 в 1960 году, в 1965-1975 годы их число колебалось в пределах 1200-1220, а в 1980-1985 годы — около 1250-1260. Лишь с 1986 года количество клубных учреждений стало сокращаться. Впрочем, все перечисленные цифры были значительно ниже, чем довоенные показатели (в 1940 году количество клубов составляло 1380).
      Если же сравнивать содержание и формы работы, а также состояние материальной базы клубных учреждений послевоенных лет и 1970-х — 1980-х годов, то разница здесь была очень заметной. Даже в большинстве рядовых сельских клубов, не выделявшихся размерами и оформлением и не всегда имевших подготовленных художественных руководителей, обеспеченность мебелью, музыкальными инструментами, звукотехническими средствами и другим оборудованием намного отличалась от того, что было в середине века. Не только при районных домах культуры (а они получили новые здания почти во всех райцентрах), Дворцах и домах культуры крупных предприятий, но и при многих сельских клубах работали кружки художественного творчества, фольклорные коллективы и другие подобные объединения. Росло исполнительское мастерство участников самодеятельности, эмоционально и красочно проходили различные массовые мероприятия. Многие самодеятельные коллективы и солисты стали лауреатами областных, республиканских и всесоюзных смотров и конкурсов.
      Однако была и обратная сторона. Основное внимание и средства уделялись "маякам" культуры, а значительная часть сельских клубов ни благоустройством, ни содержанием работы не отличалась. Вот мнение о своем клубе молодежи села Печня (Почепский район, 1970 год): "В клуб почти никто не ходит, в нем за 15 минут можно замерзнуть до основания, окна и двери разбиты, пол грязный, как в свинарнике... А еще хотят, чтобы молодежь оставалась в деревне". К сожалению, подобные примеры были и в других местах.
      Количественно и качественно росли профессиональные творческие коллективы. Разнообразнее стал репертуар Брянского драматического театра. Наряду с русской, советской и зарубежной классикой, в театре ставили и пьесы брянских авторов. Тепло встретили зрители спектакли по пьесам С. Шарова "Эхо Брянского леса", А. Козина "О самом дорогом" и "Огонь людской", Н. Витарского "Дмитрий Донской", П. Лучина "Господин бургомистр" и др. Наибольшими зрительскими симпатиями среди актеров театра пользовались М.П. Гермацкая (первая из брянских актеров удостоенная звания народной артистки РСФСР), В.Т. Богатырев, Г.О. Постников, М.А. Гаврилова-Эрнст, В.А. Мацапура и ряд других.
      Еще два брянских театральных коллектива появились позже: театр кукол — в 1972 году, театр юного зрителя — в 1981 годы. Особое значение для ТЮЗа имела работа в качестве главного режиссера народного артиста РФ Л.Н. Кулагина. Ряд созданных здесь спектаклей получил положительные отклики и прессы, и зрителей.
      Много положительных эмоций связано у жителей Брянска и области, гостей города со зданием Брянского государственного цирка, первое представление в котором состоялось в апреле 1975 года. В последующем на арене брянского цирка успели показать свое мастерство почти все наиболее известные цирковые артисты и коллективы страны. Средняя ежегодная посещаемость здесь составляла около полумиллиона человек.
      Организацией выступлений ведущих музыкальных исполнителей страны, а также собственных солистов и музыкальных коллективов занималась созданная в 1960 году Брянская областная филармония, игравшая важную роль в эстетическом воспитании жителей области.
      Заметное влияние на культурную жизнь края оказало создание Брянской областной писательской организации. Она выросла из литературного объединения, созданного в 1950 году на первом областном совещании молодых литераторов, а окончательно оформилась в 1963 году на собрании брянских писателей, которое провел Н.М. Грибачев. Наиболее активными организаторами и участниками литературной жизни на Брянщине в 1950—1980-е годы были А.С. Козин, В.К. Соколов, А.К. Якушенко, А.Н. Саввин, Н.И. Поснов (все перечисленные были в разное время ответственными секретарями областной писательской организации), а также И.А. Швец, С.И. Петрунин, К.И. Миньков, Л.А. Мирошин, У.П. Шереметьев, В.Н. Белоусов, Н.Н. Денисов, Н.А. Иванин, И.В. Абрамов, М.С. Юницкая и другие.
      В 1961 году в областном центре было создано Брянское отделение Союза художников РСФСР. Наиболее интересные работы брянских художников начали выставляться на зональных, а затем и на республиканских выставках. Персональные выставки отдельных художников стали проводиться в специально выделенном выставочном зале. Организатором пропаганды изобразительного искусства стал и созданный в 1968 году Брянский областной художественный музей (к сожалению, произведения мастеров русского дореволюционного реалистического искусства представлены в нем значительно слабее, чем в большинстве аналогичных музеев). В том же году в Брянске была открыта первая в области детская художественная школа, а в 1970 году такая школа начала работать и в Новозыбкове.
      Созданное в 1961 году при областном Доме народного творчества объединение композиторов Брянщины вместе с областным хоровым обществом вело большую работу по пропаганде песенного творчества местных авторов. Брянские композиторы Б. Быков, Р. Долгов, П. Страшнов, Ф. Оленев, А. Бумагин на слова поэтов-земляков создали ряд песен, которые вошли в репертуар , коллективов художественной самодеятельности, а некоторые ("В Брянском лесу тишина" Б. Быкова, "Березка стройная" Р. Долгова, "Партизаны из Брянских лесов" П. Страшнова) получили более широкую известность.
      Здравоохранение
      Лечебно-материальная база здравоохранения области, очень сильно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, к 1950 году была не только восстановлена, но и превысила уровень довоенного 1940 года. К этому времени в лечебных учреждениях области имелось 5,7 тысяч больничных коек (против 4,9 тысяч в 1940 году), работало более тысячи врачей (было около 500) и свыше 4 тысяч среднего медицинского персонала (было 2,4 тысячи). К 1962 году кадровые показатели 1940 года были превышены более чем втрое (в области работало 1,6 тысячи врачей, 7,3 тысячи среднего медперсонала), а количество больничных коек — более чем вдвое (10,6 тысяч). В 1961 году вступил в строй новый лечебный корпус областной больницы, ставшей самым крупным лечебным заведением; значительно укрепилась материальная база других медицинских учреждений, однако назвать ситуацию благополучной было все же нельзя. Многие больницы, фельдшерско-акушерские и медицинские пункты, женские и детские консультации располагались в старых приспособленных помещениях, где было трудно создать надлежащие условия лечения и ухода за больными. Средняя обеспеченность врачами (на 10 тысяч жителей) составляла в это время в области 10,3, а по РСФСР этот показатель был почти вдвое выше (20,2). Дело в том, что в области не было своего медицинского института, а врачи, закончившие вузы в других областях и направленные работать на Брянщину, не всегда быстро получали квартиры и поэтому нередко возвращались в родные места.
      Тем не менее, в больницах области работало много замечательных медицинских специалистов: врачей, фельдшеров, акушерок, медсестер, и люди с благодарностью и уважением относились к ним. Целое созвездие блестящих хирургов работало в Брянской областной больнице. Это, в первую очередь, член-корреспондент АМН СССР, действительный член АН УССР, лауреат Ленинской премии, доктор медицинских наук Николай Михайлович Амосов (1913-2002), а также доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии, заслуженный врач УССР О.М. Авилова, доктор медицинских наук А.А. Шалимов, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РСФСР Н.М. Дьяченко, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки РСФСР И.Г. Гришин... Работали в этой же больнице доктор медицинских наук И.П. Дедков, заслуженный врач РСФСР А.А. Милехин, бывший здесь 27 лет ведущим врачом-отоларингологом, а всего отдавший медицине 58 лет, и еще многие замечательные специалисты. Были они, конечно, и в других лечебных учреждениях. Вот только немногие из числа заслуженных врачей РСФСР: педиатры П.С. Дегтярева (Клинцы), Д.Л. Карасик (Новозыбков), В.Ф. Никольская (Карачев), терапевт М.А. Артеменко (Трубчевск), хирурги Г.В. Петров (Дубровка), Е.В.Чижиков (Жуковка), а также С.М. Онохин, бывший в годы Великой Отечественной войны ведущим хирургом Дятьковского партизанского края, а позже одним из первых среди врачей, удостоенный звания Героя Социалистического Труда.
      Принятые областным партийным и советским руководством меры позволили в 1960-е — 1980-е годы решить многие из имевшихся в областной медицине проблем и выйти на более высокий уровень медицинского обслуживания населения. Число врачей с 1962 по 1985 год выросло втрое (до 4,8 тысяч), количество больничных мест достигло почти 19 тысяч, значительно улучшилось обеспеченность лечебных учреждений современным оборудованием.



Оглавление




 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова