Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

РАСКОЛЬНИКИ     


Раскольники       Раскол - разделение Русской православной церкви во 2-й пол. 17 в. вследствие церковной реформы 1656-1667 гг. на "никониан" (сторонников официальной церкви) и "старообрядцев".
      На протяжении 11-16 вв. в Русской церкви сложилась специфическая обрядность, отличавшаяся от обрядности других православных церквей. Эта обрядность была закреплена решениями Стоглавого собора 1551г. Причиной церковной реформы стало стремление церковных и светских властей сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви с обрядами других православных церквей, в первую очередь греческой. Целью подобной унификации обрядов было превращение Русской церкви и Российского государства в "истинное" православное царство.
      Первые попытки "исправления" русских богослужебных книг по "греческим" образцам были предприняты в 1616-1618 гг. в Троицком монастыре под руководством архимандрита Дионисия Зобниковского (ок. 1570-1633 гг.). Однако церковный собор 1618 г. обвинил Дионисия и его помощников Ивана Наседку, Арсения Глухого, Антония Крылова в ереси, и все они были отлучены от церкви. Спасло их лишь заступничество иерусалимского патриарха Феофана, приехавшего в 1619 г. в Москву, и патриарха Филарета, вернувшегося из польского плена.
      На рубеже 40-50-х гг. 17 в. идею исправления богослужебных книг и изменения практики богослужения поддержал царь Алексей Михайлович. В понимании Алексея Михайловича, патриарха Никона и некоторых других "придворных боголюбцев" Россия - это центр вселенского православия, который должен объединить все православные церкви под своим покровительством. В будущем предполагалось и государственное соединение православного Востока с Россией путем отвоевания Константинополя у турок.
      Идею церковной реформы активно поддерживали и греческие патриархи, часто и подолгу пребывавшие в эти годы в Москве и заинтересованные в том, чтобы Россия освободила подчиненные им патриархаты от турецкого владычества.
      Церковная реформа началась на рубеже 1653-1654 гг. По инициативе Никона и Алексея Михайловича церковный собор 1654 г. согласился на исправление богослужебных книг по "древним славянским и греческим образцам". Окончательно все церковные нововведения получили утверждение на соборе 1666 г. и на Большом соборе 1667 г. с участием двух греческих патриархов и многочисленных греческих архиереев. Религиозно-философским основанием реформы стало "грекофильство" - идейное направление, признававшее истинным только греческое православие.
      Нововведения включали в себя много аспектов. Сокращалась литургия, а также чины крещения, покаяния, миропомазания, тексты некоторых молитв. Двуперстное крестное сложение заменялось троеперстным. Изменялась форма креста - трисоставной-восьмиконечный крест заменялся двучастным-четырехконечным. Хождение вокруг алтаря "по солонь" (по движению солнца) заменялось на хождение "противу солонь" (против движения солнца). Вместо написания "Исус" вводилось "Иисус" и др.
      Но "исправление книг" проводилось не по "древним" греческим книгам, а по новоизданным, причем часто по книгам, изданным в Западной Европе, т. е. на "латинском" Западе. Само исправление осуществляли выученики католических и униатских учебных заведений, которых стали называть "латинствующими".
      Все эти нововведения, усиление "грекофильства" и "латинства", вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих, выступивших в защиту "древлего благочестия". Именно в этой среде продолжали сохранять свою актуальность идеи богоизбранности России, "Третьего Рима", особой исторической судьбы русского народа.
      В итоге все более углубляющихся противоречий произошел раскол Русской православной церкви: от Московской патриархии ("новообрядная" церковь) отделилась довольно значительная часть верующих, которых позднее стали именовать "старообрядцами". Лидерами старообрядчества в 17 в. стали Аввакум Петров, Иван Неронов, священник Лазарь, дьякон Федор и др.
      На церковных соборах 1666-1667 гг. старообрядчество было предано анафеме. Началось преследование старообрядцев. В 1682 г. сожгли протопопа Аввакума, были казнены многие другие лидеры старообрядчества. Старообрядцы уходили на север, в Сибирь, но продолжали сохранять верность своей вере. Восемь лет (1668-1677 гг.) держал осаду Соловецкий монастырь, ставший одним из опорных пунктов староверия. Своеобразным протестом против преследований властей стали многочисленные случаи группового самосожжения старообрядцев.
      Раскол Русской православной церкви стал одним из самых трагических событий в русской истории, а последствия его не преодолены до сих пор.



      Старообрядчество, староверие, движение в защиту "древлего благочестия" - общее название русского духовенства и мирян, отказавшихся принять церковную реформу 1653-1667 гг., сохранивших церковные традиции древнерусской православной церкви.
      Самые яркие представители старообрядчества в 17 в. - протопоп Аввакум Петров, священник Лазарь, Иван Неронов, Федор Иванов, Никита Добрынин (Пустосвят) и другие.
      Старообрядцы выступали за сохранение религиозных традиций России и Русской церкви. Религиозно-философским основанием старообрядчества в сер. 17 в. стало учение о России как "Третьем Риме". Никита Пустосвят утверждал, что "в Российском государстве-царстве истари самая истинная православная вера" и что оно уже давно "благодати Божия сподоблена бысть". В другом старообрядческом документе утверждается: "Великое же Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде и все благочестие в него воедино собрася. И един российский под небесем христианский царь именуется во всей вселенной". Свою правоту старообрядцы обосновывали решениями Стоглавого собора 1551 г., которые закрепили самобытные правила Русской церкви, например, двуперстное сложение при крестном знамении было запрещено менять под страхом анафемы. Формой выражения борьбы с церковными нововведениями стала борьба за сохранение древней обрядности.
      По мнению старообрядцев, церковная реформа и отказ от древних традиций стали изменой истинной православной вере. Следовательно, наступил "конец мира" - Божия Благодать оставила этот мир, а богоизбранное Русское государство превращается в царство Антихриста.
      В старообрядческой среде родилось несколько толкований учения об Антихристе. Некоторые считали, что Антихрист уже явился в мир, и угадывали его в патриархе Никоне и даже в царе Алексее Михайловиче. Другие были более осторожны и называли патриарха и царя лишь его предтечами. К кон. 17 в. утверждается учение о "мысленном" или духовном Антихристе - Антихрист уже пришел и властвует на земле, но невидимо, в образе самой никонианской церкви. В 1694 г. учение о приходе "мысленного" Антихриста было провозглашено в качестве догмата на старообрядческом соборе в Новгороде.
      Признание прихода Антихриста, ожидание скорого "конца миру" стали главными причинами "убегания" старообрядцев в далекие края. Они "убегали" не просто от власти, а от "антихристовой" власти, не из Московского царства, а из царства Антихриста. Старообрядцы отказывались от какого бы то ни было общения с "антихристовым" миром и с "мирскими", т.е. с людьми, принявшими новые "антихристовы" порядки. Сними старообрядцам нельзя было вместе молиться, есть, пить и т.д.
      Борьба между сторонниками церковной реформы и старообрядцами привела к расколу Русской церкви. Официальная церковь именовала старообрядцев "раскольниками". На церковном соборе 1666-1667 гг. старообрядчество было предано анафеме, множество старообрядцев были заключены в тюрьму, отправлены в ссылки, подвергнуты пыткам и казням.
      Старообрядчество никогда не было единым ни в организационном, ни в идейном отношении. В кон. 17 в. оно разделилось на два основных направления - поповщину и беспоповщину. Первые признавали необходимость священников (попов) при богослужениях и обрядах. Вторые отрицали всякую возможность существования духовенства, которое, по их мнению, все было "истреблено Антихристом".
      Со временем и поповщина, и беспоповщина раздробились на различные толки - беглопоповский, поморский, федосеевский, филипповский, страннический, спасовский, белокриницкую иерархию и др. Старообрядческие толки, в свою очередь, разделились на многочисленные согласия.


  "Мысли о расколе". Записки князя Николая Алексеевича Орлова. 1858 г.

  Резолюция кабинет-министров на доношение о раскольничьих слободах в Стародубском и Черниговских полках

Оглавление


 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова