Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

КАЗАНСКАЯ СВЯТО-АМВРОСИЕВСКАЯ СТАВРОПИГИАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ
(Калужская обл., Козельский р-н, д. Шамордино)
    


Монастырь Шамордино

      Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
      Адрес: Калужская область, Козельский район, деревня Шамордино.

      Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.
      Довольно интересное совпадение: XIX век истории русской православной церкви знает трех старцев, силой своей веры снискавших известность во всем мире. Каждый из них стал основоположником и духовным покровителем той или иной женской обители. Преподобным Серафимом Саровским основан Дивеевский монастырь. Святой Иоанн Кронштадтский на собственные деньги возвел в Санкт-Петербурге Иоанновский женский монастырь. Старец Амвросий своими прозорливыми наставлениями устроил в 12 верстах от Оптиной Шамординскую женскую обитель.
      Судьба обездоленных вдов, слабых и болезненных, неспособных к труду женщин, детей-сирот всегда была предметом особого внимания кормчего тянущихся к Богу душ. Фактически все женские монастыри в России старались принимать лишь тех, кто был в состоянии сделать взнос в обитель и содержать себя своими средствами и трудами. В силу этого те женщины, которые могли обременить монастырь, оказывались обреченными на жалкое существование. Старец всячески старался пристроить таких женщин, оказывал им помощь, призывая состоятельных людей к устроению богоугодных женских общин. Последней общиной такого рода, превратившейся в монастырь, была Шамординская Казанская Горская община.
      Обстоятельства, при которых она была основана, весьма неоднозначны. На первый взгляд, они являют собой череду случайностей. При более пристальном рассмотрении отчетливо прослеживается божественная предопределенность.
      Живописнейшая местность, в которую позднее гармонично впишется краснокаменный монастырь, изначально принадлежала бедному помещику Калыгину. Богатый московский господин, духовный ученик Амвросия просил подыскать недалеко от Оптиной небольшую дачку. Земля эта была выкуплена у предыдущего хозяина. Заплатила за нее бывшая помещица, монахиня Ключарева, ибо у преподобного старца денег никогда не было. Все, что попадало к нему в руки, он тут же жертвовал нуждающимся.
      Московский ученик Амвросия, для которого имение и было куплено, по домашним обстоятельствам отказался от идеи перебраться поближе к монастырю. Таким образом, волею судеб матушке выпал жребий принять имение в собственное управление. По совету старца в имении поселились две его крестные дочери, внучки Ключаревой, оставшиеся после смерти матери и без попечения отца. Вера и Люба, как близнецы, были чрезвычайно похожи друг на друга, так что и родная бабушка с трудом различала их, часто путая. Сестры были крайне религиозны, несмотря на юный возраст. Они с удовольствием выстаивали долгие оптинские всенощные, превосходно знали порядок службы.
      В 1872 г. место, где впоследствии появится Шамординский монастырь, посетил о. Амвросий. Он же и благословил строительство первых корпусов для многочисленных послушниц, прежних крепостных Ключаревой. В первый же приезд старец изрек: "У нас здесь будет монастырь".

Монастырь Шамордино
Для увеличения изображения карты щелкните мышкой по карте

      Все планы зданий составлялись при непосредственном участии преподобного. Часто матушка скорбела, что тот или иной план не совпадает с ее желаниями. Впоследствии о. Амвросий по этому поводу говорил: "Она строила детям дом, а нам нужна церковь". По настоянию старца было составлено завещание, что в случае смерти девочек в имении должна быть устроена община.
      В 1881 г. умерла Ключарева. Наследницами имения стали девятилетние сестры. Весной 1883 года, заболев дифтеритом, они также покинули этот мир. Задолго до смерти они повторяли, что не желали бы жить дольше 12 лет. Так и случилось, шесть недель оставалось до их двенадцатого дня рождения. Пред Лицом Господа они предстали неразлучными ангелами безгреховной, молитвенной чистоты.
      В имении началась активная устроительная работа. В Шамордино стекались желающие поступить в общину, в первое время состоявшую исключительно из ключаревских крепостных. Старец принимал туда находившихся в крайней бедности вдов и сирот, слепых и хромых. Старец Илларион рассказывал: "Замужняя моя сестра подверглась тяжкому недугу, и муж ее оставил на произвол судьбы. Привезли ее, больную, в Оптину к старцу Амвросию. Батюшка вышел к больной, посмотрел на нее и, благословив, шутливо промолвил: "Ну, этот хлам-то у нас сойдет, отвези ее в Шамордино". Или придет бедняк из Сибири и отдает о. Амвросию свою малолетнюю дочку. Старец и эту отправляет в Шамордино". Таким образом, строившаяся обитель стала и богадельней, и приютом для всех нуждающихся.

Монастырь Шамордино

      Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. 4 сентября 1884 г. батюшка сам облек ее в иноческое одеяние и представил архиерею к утверждению управляющей новой общиной. 1 октября того же года совершено было открытие и освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
      История этой иконы следующая. Когда матушка Ключарева еще жила в Белевском монастыре, пришла к ней женщина, принесла икону Казанской Божией Матери и просила взять ее в заклад, а ей дать десять рублей, так как она умирает с голоду. Матушка дала ей деньги и взяла икону. Прошло много времени, но за иконой никто так и не явился. Много чудо-творений и исцелений связано с этим символом обители.
      По освящении храма для совершения церковных служб к обители был приписан и священник - о. Иоанн Троицкий. Но подлинным источником жизни всей пустыни навсегда стал именно Амвросий. Без него не принималось ни одно решение. Настоятельница Софья советовалась с ним во всех мелочах.
      1888 год обернулся трагедией. Подвижническая жизнь сломила здоровье настоятельницы. 24 января Софья скончалась.
      Жизнь обители первое время шла уныло и серо. Хозяйство стало приходить в упадок. Между тем батюшка назначил новой настоятельницей одну из своих преданных духовных дочерей - монахиню Белевского монастыря Евфросинью Розову (1830-1904). Мало-помалу вникая в проблемы и заботы шамординских сестер, она снискала всеобщее уважение и доверие. Жизнь вошла в обычную колею.
      Преемницами матушки Софии стали Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова).
      Отец Амвросий ежегодно посещал свою обитель, где его величали не иначе как "ангелом". Обстоятельства последнего отъезда старца в 1890 году крайне необычны. Словно предчувствуя скорую кончину, он не взял с собой своего келейника иеромонаха Иосифа, которому перепоручил всех своих духовных чад. Поначалу старец планировал пробыть в Шамордине дней десять, но по слабости здоровья был вынужден остаться на всю зиму. К своему благодатному батюшке стекались толпы народа. Всех преподобный принимал, ободряя советом и наставлением, исполненным мудрости. С наступлением тепла старец начал выходить из своей келейки на прогулки, но о возвращении в Оптину не было и речи, ибо его присутствие в Шамордине было просто необходимо. Осенью 1891 г. болезни батюшки обострились, и 10 октября он скончался. 13 октября состоялось отпевание. 14 октября гроб с телом был перенесен в Оптину Пустынь.
      Старец предсказал процветание Шамординской обители. Господь по молитвам святопочившего основателя послал монастырю благодетелей, семью чайных торговцев Перловых (магазин которых в китайском стиле известен до сих пор в Москве на Мясницкой улице), духовных чад о. Амвросия, которые стали относиться к нуждам пустыни с самым горячим участием. Их силами был закончен пятнадцатиглавый собор, поставлены большие кирпичные корпуса. Весь монастырь приобрел единую художественную идею, сохраняя архитектурную преемственность. Даже дом самого Перлова был выстроен из красного кирпича и вынесен поодаль ограды женской обители. Стараниями все тех же благодетелей келья почившего старца также была обнесена красным кирпичом и таким образом увековечена для потомков.

Монастырь Шамордино

      К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения.
      В 1901 г. Казанская Амвросиевская пустынь была неоднократно удостоена посещения их императорских высочеств - великого князя Константина Константиновича с августейшим семейством.
      В 1902 г. был окончен великолепный собор. В 1904-м ушла из жизни вторая настоятельница обители.
      Прежде чем перейти к советской истории монастырских строений, хотелось бы обратить внимание читателя на довольно любопытный факт. Сестра графа Льва Николаевича Толстого, Мария Толстая, была в числе монахинь Шамордина. Брат не раз навещал любимую сестру, бывая в Оптиной. Долгое время не удавалось определить точное место захоронения столь именитой монахини. Стараниями местных учителей уже в конце XX века ее мощи были обретены.
      В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.
      В Казанском соборе было устроено профессионально-техническое училище, подвальные помещения превращены в тир, трапезная переоборудована в сельский клуб. Келья Амвросия была фактически уничтожена и превращена в гараж. Нетронутой осталась лишь водонапорная башня, в силу того что и при большевиках ценность воды осталась неизменной. Дом Перлова передали сельским учителям. Рядом и по сей день сохранился деревянный домик, в котором когда-то жил попавший в Шамордино по распределению учитель русского языка и литературы Булат Окуджава.
      С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.
      В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.
      Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор – главный храм обители Шамордино. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.
      В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) сейчас в ней подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Активно работает иконописная мастерская. Вышитые шамординские иконы украшают стены многих православных храмов России.
      27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летия возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.
      Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.



Дополнительно:

Святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери

Святой источник преподобного Амвросия

Святой источник в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери

Могилы настоятельниц

Монастырская трапезная

Водонапорная башня

Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского

Дом Сергея Васильевича Перлова

Храм во имя Пресвятой Троицы

Богодельня с храмом в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Больничный корпус


Иконы, вышитые послушницами монастыря:

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Иисус Христос

Святой страстотерпец Царь Николай

Икона Божией Матери "Призри на смирение"

Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы"

Икона Божией Матери "Скоропослушница"

Святая великомученица Варвара

Икона Божией Матери, именуемая "Утоли моя печали"

Державная икона Божией Матери

Икона Божией Матери Казанская

Икона Божьей Матери "Успение Пресвятой Богородицы"

Икона Божией Матери "Семистрельная" ("Умягчение злых сердец")

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Икона Божией Матери "Достойно есть" ("Милующая")

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара

Икона Божией Матери "Умиление"

Калужская икона Божией Матери

Икона святой Блаженной Ксении Петербургской

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

Икона Святые Царственные страстотерпцы

Икона Сергий и Никон Радонежские

Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа

Святая Великомученица Екатерина

Икона Божией Матери "Знамение"

Плач Богородицы

Икона Николая Чудотворца

Икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Икона Серафима Саровского

Икона святого великомученика и целителя Пантелеймона

Преподобный Амвросий Оптинский


Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино

Монастырь Шамордино


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова