Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Швец Илья Андреевич     


      Современный брянский поэт – Илья Андреевич Швец, родился 2 августа 1917 года в селе Белый Колодезь Новозыбковского района. Окончив ШКМ и курсы по подготовке в вуз, он поступил на биофак Новозыбковского пединститута. Со второго курса перевелся на факультет языка и литературы Смоленского пединститута. Первое стихотворение опубликовал в Смоленской газете "Большевистский молодняк" в 1938 году. С 1941 по 1945 годы И.А. Швец служил в ПВО Бакинского военного округа. Вернувшись в Брянск, работал преподавателем в школе рабочей молодежи, а затем редактором издательства "Брянский рабочий". Путь его в поэзию был тернистым, но Илья Андреевич оставил солидное литературное наследство – 17 поэтических сборников. Участвовал в выпуске альманаха "Край родной", редактировал книги брянских авторов, работал с молодыми. Умер 4 апреля 1991 года. Похоронен в Брянске. В Новозыбковском селе Белый Колодезь в Ильин день собираются на районный праздник любители поэзии – этот выбор не случайность, т.к. именно здесь творил И.А. Швец. Читаются его стихи и произведения молодых авторов.

***

      С вами я душой богаче.
      Есть, возможно, уголок красивей,
      Есть богаче, шире есть края,
      Только мне из всей моей России
      Ближе к сердцу Брянщина моя.
      Эти слова брянского поэта Ильи Швеца часто встречаются на плакатах в школах, вузах, в библиотеках и клубах нашей области, они и являются лейтмотивом всего его творчества.
      Вся его жизнь и творчество связано с Брянщиной. Ее леса и реки, поля и сады, деревни и села входят во все его стихи, которым свойственны светлые тона, радостное восприятие мира, патетическая приподнятость. Во всем чувствуется сыновняя привязанность поэта к людям и природе родного края.
      В седьмой книжке "Будимир" поэт, обращаясь к своим землякам, признается:
      С вами я душой богаче,
      С вами -
      Трудное легко...
      Он и сам щедро делится этими добрыми чувствами с тружениками брянской деревни - доярками, трактористами, шоферами ... Восторженность родными местами, доведенная порою до гиперболизации, где правда жизни граничит с легендой, - характерная особенность в творчестве Ильи Швеца.
      Наша Брянская область -
      удивительный край.
      Здесь грибов да черники -
      поезда нагружай.
      А озер и озерец,
      а речушек и рек -
      сосчитать не сумеет
      ни один человек.
      Будто клады - картошка,
      Будто лес - конопля,
      так всегда трудолюбам
      платит наша земля ...
      Почему на грани правды и вымысла? Да потому, что когда писалось это стихотворение (1960-й год) всюду открыто говорилось об отставании сельского хозяйства, а урожайность зерновых на Брянщине не достигала еще и десяти центнеров с гектара. Далеко не везде были "будто клады - картошка, будто лес - конопля". Так что ж, поэт сознательно приукрашивал жизнь, как говорили в то время, занимался "лакировкой действительности"? Ответ на этот вопрос один: никакой сознательной "лакировки действительности" у Ильи Швеца не было. Нельзя требовать от человеке сатиры - если он добр, или лирики, если ан зол, патетики – если душа его плачет. В большинстве стихов Ильи Швеца нет разлада между его чувствами и его отношением к действительности, между его словами о людях и его отношением к ним. Поэтому для него строки стихотворения:
      Здесь такие девчата -
      Хоть картину пиши,
      коль плясать - до упаду,
      а коль петь - от души!
      А ребята, ребята -
      и огонь, и кристалл!
      Даже Теркина Васю
      с них Твардовский писал. -
      естественное состояние его души, таким ему представлялся мир, созданный его воображением в полном согласии с его чувствами, хотя этот мир и увел его от острых проблем того времени.
      В стихах И. Швеца много картин обновляющего села. Именно это и создает радостное настроение.
      Не узнать села родного:
      клуб и школа -
      терема!
      И встают кругом обновы -
      в шапках шиферных дома...
      "Мост молодой, в металл одетый", колонка сменила журавль "на деревянной ноге", "луны вспыхнули вдоль улиц - и отступила ночь к садам..." и т.д. Точен ли ракурс, под которым берется на писательский прицел окружающая его действительность? Да, в основном, верный.
      В таком же светлом тоне воспроизводится сельская жизнь и в поэме "Жаворонки". С улыбкой доброго человека размышляет поэт о судьбах главных героев поэмы - Вани, который "водит "Беларусь", и его любимой, свинарки Маруси, - и о сегодняшнем дне села. Образы молодых героев удались автору. Они живые, с добрыми открытыми характерами. И хотя нет в поэме слов о войне, тяжелый период времени ощущается между строк и передает дыхание эпохи.
      ...Плечи хрупкие смогли
      пронести со всеми вместе
      столько бед, разор земли!
      Похоронная о муже
      тоже мимо не прошла, -
      все снесла, других не хуже,
      хоть слабей других была.
      Война и послевоенные беды не обошли Марию Климовну, мать Вани. Но они не надломили ее, потому односельчане и дали ей прозвище "Богатырь"! Это о ней говорит поэт:
      Шла с подружками на поле,
      задичавшее кругом,
      шла, чтоб там по доброй воле
      стать не пахарем - тяглом...
      чтоб одной коняги силу
      Для колхоза заменить,
      чтоб себя и всю Россию
      хлебом черным накормить.
      Нет, никак нельзя обвинить Илью Швеца в преднамеренном приукрашивании действительности или в незнании ее глубинных проблем и конфликтов, бед и страданий народа. Но таково его дарование, что светлые тона преобладают в его поэтическом творчестве.
      Родился Илья Андреевич Швец 2 августа 1917 года в селе Белый Колодезь Новозыбковского района. Окончил семилетнюю школу и курсы по подготовке в вуз, он поступил на факультет естествознания Новозыбковского пединститута. Но еще в школе учительница литературы Валентина Александровна Зебницкая привила любовь сельскому мальчишке к литературе. Не случайным был, видимо, и переход И. Швеца на литературный факультет Смоленского педагогического института, где он оказался в благотворной среде. В Смоленске в то время жили замечательные поэты А. Твардовский и Н. Рыленков, а также Н. Грибачев.
      Конечно же, это не могло не сказаться на творчестве начинающего автора, в 1938 году в газете "Большевистский молодняк" Илья Швец опубликовал первое свое стихотворение "О бессмертном". Так начался его литературный путь.
      Во время войны И. Швец служил в войсках ПВО, и тогда у него появилось желание осмыслить историю своей Родины, историю народного героизма. Это наложило свой отпечаток на все творчество И. Швеца, и военно-патриотическая тематика прослеживается почти во всех его сборниках, лучшим из которых, на мой взгляд, является "Ракеты и сердца".
      В одном стихотворении И. Швец говорит:
      В полоске алого рассвета
      всегда мне видится одно:
      идет сраженье тьмы и света,
      и не бескровное оно.
      В этой книге есть стихи, написанные на Закавказском фронте, - "Кола Брюньон", "Раскрываю томик Блока". Большинство стихотворения в ней выражают боль и ненависть к врагам, и сегодня угрожающим миру.
      Над Десною и над Сожем
      Смертью паханы поля.
      И забыть войну не может
      До сих пор сама земля…
      Просто, лаконично и точно - таково достижение Ильи Швеца в его лучших стихотворениях.
      Прочтите стихотворение "Брянские соловьи":
      Соловьи у нас - артисты:
      Как прищелкнут средь ветвей,
      Как рассыплют посвист чистый -
      Что там курский соловей!
      Я уверен, пройдут годы, а вот такие стихи И. Швеца, в которых запечатлена сыновняя любовь к краю, - не забудутся!
      На многих его стихах, в том числе и на поэме "Жаворонки", лежит печать очерковости. Особенно характерным в этом смысле является "Настя Толстенок". В пояснении к ней сказано: "Настя Толстенок – доярка колхоза имени Кирова Красногорского района Брянской области. Здесь ничего не выдумано, а лишь очень коротко, бегло рассказано о том, что было и что есть". Первая публикация поэмы в "Брянском комсомольце" была дана даже с портретом героини.
      И смотрит влюбленно с портрета
      она в синеватый простор,
      где вышило щедрое лето
      из листьев прохладный шатер;
      глаза - и чисты и пытливы,
      а нежные руки - сильны.
      И нет ее в мире счастливей,
      И нет ее счастью цены.
      Таким стихом написана вся поэма. Сюжет ее прост, незамысловат. Автор строго придерживается биографии героини - Насти Толстенок. Девушка после школы решила поступить в Новозыбковский пединститут, но не прошла по конкурсу, хотела подать заявление в Хотылевский сельхозтехникум, но опоздала: "два дня, как окончен прием".
      Как тяжко сказать было дома,
      Что вот не сбылось, сорвалось.
      Стыдилась ты встретить знакомых
      знакомых же - целый колхоз.
      Но горше всех горечей злейших -
      насмешек безжалостный яд.
      - Скажи-ка, ученая, легше
      кормить после школы телят?
      - Возьми-ка, профессорша, вилы
      да мусор от двери отбрось:
      - Зачем только девку учили?
      Глядите, - копает навоз!
      Вот и пришла Настя в райком комсомола: "Пошлите хоть камни ворочать". А разве сегодня не звучат еще кое-где такие слова? Разве сегодня не бежит молодежь в город, на стройки от сельского труда? А разве высокие надои, за которые потом борется Настя Толстенок, - не сегодняшняя проблема? Это произведение не устарело с годами. Характер Насти показан в развитии, проявляется при решении трудных проблем.
      - Смотри, комсомольские силы,
      действительно, чудо творят!
      Настя сдает экзамены на заочный биологический факультет института, ее посылают в Москву - на Всемирный шестой фестиваль молодежи. Вот бы взять поэту да и расцветить свою поэму красками фестиваля. Но нет, И. Швец не берется писать о том, чего не видел, чего не пережил.
      Но мне рассказать вам едва ли
      о днях тех, друзья, по плечу.
      Я не был на том фестивале,
      поэтому лучше смолчу.
      Потом Илья Андреевич переписывался с героиней своей поэмы. Он послал ей книжку, послал по книге и девчатам фермы, о которых тоже рассказывалось в очерке. Настя Толстенок ответила автору. "Илья Андреевич. Я не думала, что Вы в стихах о нас напишете. Я думала, что ВЫ собираете материал, чтобы после в одной из своих книг создать типичный образ доярки. Не ожидала, честное слово!
      у нас последнее время почта стала опаздывать. Я поехала в район на вечер трех поколений, меня все поздравляют, а я не знаю, с чем.
      Живу я сейчас так же, как и прежде, только перед сессией работы добавилось, спешу физику готовить...
      Привет вам от всех работников МТФ и от моих родных. Написали плохо, уж извините за это. Пишу в пять часов перед утренней дойкой, а потом поеду в район на комсомольскую конференцию..."
      Вскоре эту умную, трудолюбивую девушку избрали вторым секретарем райкома комсомола. И в одном из писем поэту она сообщала: "С работой еще только знакомлюсь, жалко было расставаться с буренками, но моя обязанность работать там, куда посылает партия…"
      В главке, завершающей очерк, есть строки:
      Рассказывать хватит, пожалуй.
      Но надо понять всей душой,
      Что очерк, рассказ этот малый -
      Начало поэмы большой...
      Стихи Ильи Андреевича Швеца - большая и единая песня о природе и людях родного края.
      В книгах ею есть и любовная лирика. В стихах этого плана более удаются поэту миниатюры. Любовь в поэмах как бы любовь со стороны, в больших произведениях И. Швеца разум преобладает над чувствами, в миниатюрах - "плотная" слитность разума и чувств. К стихам такого рода я бы отнес "Стога", "Березы", "Отшумела осень", "М.Н. Мосиной", "Я жду тебя", "Над полем жаворонок пел..." В подтверждение приведу стихотворение "Ты молчишь":
      Ты молчишь - и все молчит,
      только боль моя кричит.
      Все тогда, как наказанье,
      не живешь, а жизнь влачишь...
      Нет, не золото - молчанье,
      если это ты молчишь.
      Сейчас один из старейших поэтов Брянщины, зачинатель и радетель послевоенной брянской литературы, Илья Андреевич Швец работает над новыми стихами, поэмой "Березы" и большим юмористическим романом. Живет большее время года на "голубом" повороте Десны, им же воспетом в стихах. Домик его стоит на высоком берегу окнами "на зарю" и Десну, около села Рясное. Он - постоянно рядом с героями своих стихов и поэм.
      Брянщина литературная, Парыгин В.П., 1985 год.




Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова