Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

ПОДЕСЕНЬЕ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН     


Украшения славян

      Уникальность бассейна Десны состоит в том, что фактически во все археологические эпохи и исторические периоды его население воспринимало различные культурные воздействия и, творчески их перерабатывая, создавало свои особые культурные типы. Во все времена Подесенье, в широком понимании термина, включающем Посеймье, как его особый район, являлось областью, где скрещивались различные культуры, племена и народы. В эпоху мустье прослеживаются параллели с северной Францией, выявленные на материалах Хотылевской стоянки, которую фактически всю свою научную жизнь исследовал Ф.М. Заверняев. В верхнем палеолите, при господстве в Подесенье относительно единой мезинской культуры, также прослеживаются влияния более восточной костенковской группы памятников под Воронежем. На протяжении неолита сменяют друг друга и взаимодействуют импульсы, идущие с территории Белоруссии, с севера, из Подмосковья, с юга, от скотоводов степей и лесостепей Украины. В эпоху бронзы начинает сказываться на хозяйственных особенностях региона его расположение в нескольких ландшафтных подзонах — от степей до хвойных лесов. С запада заселяют Подесенье племена среднеднепровской культуры боевых топоров, с востока оказывают воздействие поволжские-абашевские, а затем поздняковские, возможно, ираноязычные племена. В эпоху поздней бронзы все Подесенье занято наследниками среднеднепровцев, возможно, предками балтов — носителями культуры, названной по городку Сосница на Десне, в Черниговской области Украины.
      С появлением железа, производимого, в отличие от привозной бронзы, уже из местных болотных руд, в бассейне Десны прошла главная для Восточной Европы 1 тыс. до н.э. этническая граница — между иранским (скифским) миром к югу от Сейма и балтским — к северу от него. Вся Десна от истоков до устья была занята родственными днепро-двинской и юхновской, а в верховьях Снови — и милоградской культурами, носители которых — балтские племена — оставили многочисленные гидронимы, начиная с самого названия Десна ("сияющая", "светлая" (Топоров, 1988. С. 176)). Кое-где в топонимике Подесёнья остались следы и более древних — финно-угорских — племен эпохи неолита (Болва, Надва?). Рубеж нашей эры и первые пять столетий ее 1 тысячелетия явились своеобразными "темными веками" в истории Нижнего (Черниговского) и Среднего (большей частью Брянского) Подесенья.Кому только ни приписывали сменявшие друг друга зарубинецкую, почепскую (честь ее открытия принадлежит Ф.М. Заверняеву), киевскую культуры! И славянам, и балтам, и германцам, и бастарнам, и роксаланам с росомонами, и некоему неизвестному индоевропейскому народу, и их "смесям" в разных вариантах и пропорциях. Верхнее, Смоленское, в основном, и частично Брянское Подесенье сохраняло культурную и этническую (балтскую) стабильность почти вплоть до образования Древнерусского государства.
      Славяне заселяют Подесенье с юго-запада, в VI в. достигая регионов Трубчевска и нижней Судости, где и оставили свои древнейшие, общеславянские по происхождению, топонимы (Судогость, Радощ, Случск (Купчинский, 1980)) и одно из самых северных местонахождений пеньковских (антских?) древностей — Трубчевский клад[1].
      Все Верхнее и большая часть Среднего Подесенья, включая север Посеймья, в это же время (VI—VIII вв.) заселено племенами тушемлинской и колочинской культур, в первых из которых видят бесспорных балтов, наследников днепро-двинцев, во-вторых — разные степени смешения балтов со славянами, либо, как крайности, — "чистых" славян и балтов[2].
      В IX в. начинается та волна славянского заселения бассейна Десны, которая к концу XI в. привела к ассимиляции последних остатков балтского населения. В Верхнее Подесенье продвигаются кривичи и смешанное общерусское население из района Смоленска, вятичи по долинам Болвы и Снежети достигают Десны с востока в черте современного Брянска. Все Среднее Подесенье от Брянска до Сосницы, включая южную половину течения Судости, занимают волынцевская и роменская культуры (кстати, одно из самых хеверо-западных роменских поселений в окрестностях Почепа было также обнаружено Ф.М. Заверняевым). Нижнее Подесенье в конце IX в., а к середине X в. и часть Среднего (течение р. Снов и Стародубское ополье), входят в состав исконной "Русской земли" (в данном случае не суть важно, какой народ, племя или социальная группа скрывались в ту эпоху за этнонимом "русь"). Пограничный между Верхним и Средним Подесеньем физико-географический район — Брянское, а также Присудостьское ополье (в эпоху Древней Руси — летописная волость "Подесенье") — заселялся "русью", выходцами из разных племен и общерусским христианским населением. Радимичи достигали долины Десны с запада, узким клином, проходящим по лесной полосе к югу от р. Белизна, зажатым между кривичским Дубровским предопольем и "общерусским" Брянским опольем. В центре Трубчевского ополья — сначала роменской (северянско-вятичской), а затем разноэтничной Кветуни — встречены и дреговичские женские захоронения. Кроме того, в глухих лесных районах Верхнего и Среднего Подесенья в начале древнерусской эпохи встречаются островки балтского населения, судя по некоторым топонимическим данным (Голяжье, Голяшовка, например) — голяди (Крашенинников, 1990). Встречено (в Кветуни) и чудское захоронение, в Левенке — скандинавское.
      Т.о., в X — середине XII в. Подесенье заселено представителями шести этнокультурных групп восточного славянства из 12 (а с конца X в. — еще меньшего количества (без тиверцев и уличей)) вообще существовавших, правда, только для одной из них (северян) Подесенья являлось главным центром расселения. Наиболее пестрым в этнокультурном плане являлась северная (брянская) часть Среднего Подесенья, что до сих пор сказывается в этнографическом ее районировании.

Обработка руды

      В природно-хозяйственном плане Подесенье сочетает в себе разные типы полесий, степь, лесостепь, полосу ополий и долинно-зандровые леса левого берега Десны между лесостепью и полосой ополий, а также ряд переходных ландшафтов и пойменные земли. Наиболее специфичным типом ландшафта являются ополья — островки лесостепной растительности и почв (в X в. — даже черноземных) внутри лесной зоны. Из 12 ополий Восточной Европы 6 целиком находятся в бассейне Десны, а одно (Мещовское) почти вплотную подходит к верховьям северного ее притока — Болвы.
      Ландшафтная пестрота породила разнообразие пахотных орудий: через Подесенье проходили границы распространения плуга, разных типов рала (полозного, безполозного, кривогрядильного), несколько позднее — сохи.
      Именно в районах наиболее плодородных почв и наибольшей концентрации сельскохозяйственного населения — опольях — и возникают наиболее древние и многочисленные средневековые города, зарождение трех из которых — Стародуба, Трубецка и Брянска — можно, по-видимому, отнести ко второй половине X в. Кстати, удревнение возраста Брянска более чем на полтораста лет благодаря раскопкам на посаде у городища "Чашин Курган" — еще одна из заметных вех научного пути Ф.М. Заверняева.
      B XII в. Подесенье в разной степени поделено между пятью княжествами — Киевским, Переяславским, Смоленским, Черниговским и Новгород-Северскйм, — хотя только для двух последних оно составляет главную часть их территории. Кроме того, из всех княжеств Древней Руси лишь земли Черниговского в настоящее время принадлежат трем восточнославянским государствам — Украине, России и Белоруссии.
      Таков, вкратце, историко-культурный очерк Деснинского региона, написанный на основе данных археологии, многие из которых были введены в научный оборот благодаря трудам Ф.М. Заверняева и многие страницы которого помогут дописать межгосударственные научные конференции такого уровня, как эта — первая, посвященная его светлой памяти.

Е.А. ШИНАКОВ (Брянск)
"Деснинские древности" Брянск, 1995 г.




Оглавление



 

 
ПРИМЕЧАНИЯ    
 
 

[1] Впрочем, один из ведущих элементов пеньковской культуры — пальчатые фабулы — встречены еще севернее: в бассейне Надвы в Клетнянском полесье Брянской обл. и на северном притоке Десны — Болве — в пределах Калужской обл.

[2] Имеется и особая точка зрения (Лебедев, 1989), в соответствии с которой все три части культуры (Банцеровская — в Белоруссии, тушемлинская в Смоленском Поднепровье и Верхнем Подесенье, колочинская — восточной Белоруссии и Среднем Подесенье) составляют этнокультурное единство и принадлежат до расселения славян в конце I тыс. н.э. неустойчивой прабалтославянской общности.

 

 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова