Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Об исследовании и охране памятников старины реки Навли     


      Доисторические памятники старины Брянского края не все еще приведены в известность, не описаны и в самом ничтожном количестве исследованы научно. Точно также обстоит дело и в бассейне реки Навля, где до настоящего времени протекала моя работа, в скромных границах любителя краеведа, одиночки.
      Бесспорно, река Навля представляет большой археологический интерес, на ее берегах разбросано много стоянок каменного века, курганов и городищ. До революции было известно в упомянутой местности не много памятников. Так, по сведениям добытым через волостные правления в 1873 году были указаны по нижнему течению реки: близ деревни Святое 32 кургана, у села Солтановки - 10 курганов, у села Глинного 10 курганов. В 1906 году профессор И.Е. Евсеев обнаружил в солтановской группе не 10, а 40 курганов, в святовской группе из 32 только 5, остальные были совершенно распаханы. По моим же исследованиям их оказалось гораздо больше: в окрестности деревни Алексеевки 14 курганов, да распаханных штук 10-12, в селе Глинное не 10, а 26 курганов, на речке Гбени, левом притоке Навли, у села Борщева - 18 курганов, к западу от села Глинного, близь деревни Сытенок в урочище Гавань - 25 курганов. Итого совершенно неизвестных курганов, мною открыто 73. Кроме того 8 неолитических стоянок и одно городище.
      Памятники эти нанесены на археологическую карту Брянской губернии. Результат разведок: коллекции кремневых орудий (скребки, ножи, стрелы, резцы, проколки) и керамика переданы мною в музеи: Брянский, Трубчевский и в Академию Истории Материальной Культуры. Часть находок поступила в 1916 году в музей бывшего Орловского Церковного Исторического Археологического Общества.
      Кажется, материала было добыто достаточно, чтобы обратить внимание ученых археологов на Навлинские памятники и принять их под охрану науки. Пока ни того и ни другого нет. Памятники пользуются лишь вниманием невежественных кладоискателей, которые портят главным образом, курганы. Не щадит эти драгоценные реликвии и плуг пахаря. С каждым годом памятники идут на убыль и притом без пользы для науки. При виде разрушения доисторического архива невольно обливается сердце кровью. И тем более, что в открытие их я внес не малую долю своего труда. Исследовать же памятники собственными силами я не могу, для этого нужны и знания и средства и время. Да и вообще эта задача не по плечу простому сельскому краеведу.
      Пользуюсь случаем на настоящем II Губернском Съезде краеведов, в кратком докладе изложить свои соображения и пожелания по вопросу об исследовании и охране памятников старины реки Навля.
      С этой точки зрения в высшей степени важно ознакомить краеведов с современным состоянием указанных выше памятников старины, в порядке их хронологической последовательности. Археологические памятники, о которых речь будет ниже, лежат приблизительно на 20 верст, участке реки Навли.
      1. Стоянки.
      Расположены в следующих пунктах: деревня Алексеевка - 4 стоянки, деревня Святое на Угорье - 1 стоянка, село Солтановка - 1 стоянка, село Глинное - 2 стоянки. Всего 8 стоянок, из которых 3 стоянки распахиваются и 2 размываются рекой Навлей.
      2. Курганы.
      Местному населению известны под названием "бугров" с ними связаны народные легенды о разбойниках кудеярах, в одном случае о битве с татарами (деревня Сытенки). Из общей массы курганов, научно исследованы профессором Евсеевым в 1906 году в группах: Святовской - 5 курганов, в Солтановской - 3 кургана. Раскопаны при возведении построек в поселке Селицком - 3 кургана; раскопаны кладоискателями в окрестности деревни Алексеевки - 1 курган, в селе Салтановке - 25 курганов, в селе Глинном - 1 курган.
      Распаханы: в окрестностях деревни Алексеевки 12 курганов, деревни Святое 27 курганов; последняя группа может быть отнесена к совершенно исчезнувшей, площадь ее застроилась поселком "Красный Курган". В урочище Дунец, близ того-же поселка, опахиваются 5 курганов.
      Всего научно раскопано 8 курганов, а 75 курганов погибло от кладоискательских раскопок и распашки. И это в течение последних 30 лет.
      3. Городищи.
      Городищ в указанной местности - 2. Первое близ села Солтановки (открыто мною) и последнее в селе Борщеве, на притоке Навли речке Гбени (в 1906 году было исследовано профессором Евсеевым). Оба великолепной сохранности.
      Теперь обратимся к тем памятникам, которые уцелели до нашего времени, количество их все еще значительно: деревня Алексеевка - 2 стоянки, 11 курганов, село Солтановка - 1 стоянка, 12 курганов, 1 городище, село Глинное - 25 курганов, село Борщево 18 курганов и одно городище, деревня Сытенки - 25 курганов. Всего на долю будущих исследователей имеем: 3 стоянки, 91 курган и 2 городища. Это количество может быть увеличено на счет памятников верховьев реки Навли, которые еще не зарегистрированы и не описаны.
      Далее возникает вопрос о их неотложном исследовании в ближайшее время и затем, самом важном - сохранения от разрушения и расхищения. И то и другое нужно осуществить и чем скорее, тем лучше.
      В данном случае особенно увлекаться раскопками не следует и в первую очередь подвергнуть исследованию только те памятники, которые находятся в полуразрушенном или разрушенном состоянии, например полураспаханные и совсем сглаженные курганы.
      В окрестности деревни Алексеевки 12 курганов, в селе Глинное - 1 курган. Затем 2 стоянки в окрестности деревни Алексеевки, 1 в Угорье, близ деревни Святое и 2 стоянки в селе Глинном. Подвергнуть раскопке курганы, расположенные на площади оседлости, близ поселка Селицкого 3 кургана и у села Солтановки 12 курганов.
      Таким образом в предстоящее время можно осуществить обильную археологическую жатву и обогатить наш музей значительным урожаем древностей. А изучение древностей несколько приподнимет завесу веков над прошлым Брянского края.
      Мы не должны забывать, что памятники старины те же уники, что и картины великих художников, уничтожить их легко, но восстановить нет возможности.
      Я отмечу те памятники старины р. Навли, которые великолепно сохранились: 1) Городище в урочище Парня близь села Солтановки, Навлинской волости, Бежицкого уезда; 2) группу курганов в селе Глинном, той-же волости и уезда; 3) группу курганов и городище, на левом притоке реки Навли, речке Гбени, Брасовской волости, Севского уезда; 4) группу курганов в деревне Сытенки, Навлинской волости, Бежицкого уезда.
      Одним из печальных явлений является то, что сельское малокультурное население все еще смотрит на памятники, как на "никчемные", т.е. ненужные, и при всяком случае старается их уничтожить, особенно если они мешают пахать, или расположены на целине, часто на вырубленной площади леса.
      В 1906 году жители села Солтановки, приезд профессора И.Е. Евсеева истолковали по своему, он в глазах простаков превратился не более, как в ученого кладоискателя, который искал в курганах бочки с золотом. Увидя, что исследователь бочки с золотом не нашел, решили сами тайком попытать счастья. И в результате погибло 25 курганов, как говорят, с большим содержанием бронзовых вещей, браслетов, перстней, ножей, затем мастичных браслетов, глиняных, мастичных и стеклянных бус.
      Точно такая же легенда, связанная с профессоров Евсеевым возникла в селе Борщеве, где он производил раскопку городища. Года 3 тому назад, при посещении городища, я на его площади обнаружил несколько свежих раскопов, оставленных вероятно кладоискателями.
      Отъезд археолога после раскопок, всегда вызывает много толков и разговоров в сельском крестьянском населении, и в то же время подогревает любопытство некоторых настолько, что находятся желающие "покопать" и то, что осталось после ученого, часто становится добычей невежественного кладоискателя.
      Вот в таких случаях и должны придти на помощь науке деревенские краеведы, они должны следить за целостью памятников старины и объяснить их значение, темному крестьянину.
      С точки зрения пользы для науки, все это необходимо учесть краеведам, а главное вести почаще беседы с крестьянами о прошлом родного края. Нужно возбудить в них склонность к сохранению археологических находок и не безразличное отношение к памятникам старины. Только в таком случае может быть многое спасено для науки.
      Л.М. Романов.
      П. о. Навля, Брянской губернии, село Алексеевка. Февраль 1928 года.
      "Брянский край", выпуск III, 1928 год.



Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова