Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Выкуп грузовиков смотрите на http://brokeravto.ru .

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ПРИБОРНЫХ СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В XVII в.
(на примере юго-западных городов России)
    


Стрельцы 17 века

      Русский феодальный город привлекает внимание исследователей на протяжении ни одного столетия. Однако, несмотря на имеющееся обилие литературы, историки так и не пришли к единому пониманию понятия "город". На наш взгляд это происходит, во многом, из-за слабой изученности сословно-классовой структуры городского населения. Ведь сословное положение в средневековом обществе сильнейшим образом сказывалось на хозяйственном быте людей. Это наглядно видно при сопоставлении социальных групп людей, относящихся к разным, а именно городским сословиям. Особенно это относится к городам юга России.
      Изучение южных городов началось в XIX столетии. Тогда же появились первые краеведческие изыскания о городах юго-западного края. Результатом исследований дореволюционных историков стал взгляд на эти города как на крепости или военные поселения, население которых слабо было связано с местной-экономикой. Однако уже тогда было отмечено некоторое торговое оживление в Северном крае, где "торги и промыслы сосредоточены в руках не только посадских людей..., но, главным образом, служилых людей по прибору". Этот вывод, сделанный Е.Д. Сташевским, не получил дальнейшей разработки в дореволюционной историографии. Главное внимание было уделено изучению правового положения служилого населения. Это привело исследователей к выводу о промежуточном положении приборных людей по отношению к служилым по отечеству и тяглым сословиям.
      В советское время было продолжено изучение отдельных групп служилых людей по прибору. Появились работы по экономике южных городов. В них значительное место отводилось изучению торговли и ремесла служилого населения. Результатом этих исследований стало признание близости приборных людей по характеру своих занятий к посадскому населению. Однако в 1954 г. появилась статья С.Л. Марголина, в которой говорилось о необходимости "ограничить представление о всей массе стрельцов как повсеместно и постоянно торгующей и промышляющей". В последнее время это положение было поддержано Н.И. Никитиным.
      Итак, несмотря на длительное изучение приборных служилых людей, имеются расхождения в определении места этой сословной группы в экономике и структуре населения феодальной России. Какое же место занимали служилые люди в структуре городского населения юго-западного края? Насколько приборные чины были близки к посадскому населению?
      Думается, что близость служилых людей к посадскому населению нельзя рассматривать только через призму торгово-промышленной деятельности. Важно учитывать весь комплекс условий, в которых формировалось и жило все городское население. Служилый человек мог и не заниматься торгово-промышленной деятельностью, как ею рядом с посадскими, "пропитывался" культурой города. Несмотря на сословные различия, для жителей города важной была и общность по поселению.
      Расположенные на границе с Польско-Литовским государством города юго-западного края играли важную роль в обороне Московского государства со стороны Польши и Крыма. Это заставляло русское правительство держать здесь большие воинские гарнизоны. Численность служилых людей на протяжении всего XVII в. превосходила численность всех других категорий городского населения, в том числе и посадских людей.

Численность служилых по прибору и посадских в юго-западных городах в XVII в.

Город
1617—1619
1629
1678
пос. люди служ. люди пос. люди служ. люди пос. люди служ. люди
Брянск
125*
309
50
595
161
349
Путивль
43
277
147
615
416
633
Рыльск
22
544
 
428
82
333
Севск      
363
ок. 250
387
* Указана общая численность "посадских и посопные слободы крестьян".

      Исторические условия развития юго-западных городов в XVII в. были таковы, что в результате разорения края в начале столетия посадское население в городах края исчезло. Исследователь русского города XVII в. Смирнов П.П. определил, что Северные города занимали третье место по размерам запустения после Пскова с пригородами и Новгорода. В силу этого формирование посадских общин в юго-западных городах началось практически с нуля. Первые посадские люди после "разорения" появляются в Брянске, Путнвле и Рыльске только в 1617—1619 гг. В Севске посад появляется только в ходе переписи 1678 г. Численность посадских людей и их экономическая мощь были незначительны. Е. Сташевский, исследовавший сбор пятинных денег в 1634 г., отмечал преимущественное сосредоточение торговли и промыслов в рассматриваемых городах в руках служилого населения. Так, в Путивле пятинный сбор составил со служилых людей 264 р. 35 алтын 2 деньги, а с посадских всего 16 р. 23 алтына, т.е. в 16,5 раз меньше. Такая же картина наблюдается и в других городах — Брянске, Рыльске и Севске. Жалобы на бедность и непосильность несения различных государственных служб постоянно звучат в челобитных посадских людей. В 1683 г. путивльские посадские жаловались, что "их в тягле только семдесят человек, да они ж гоняют ямскую гоньбу и им де за малолюдством не новоокладные стрелецкие деньги платить невмочь". Частым явлением в жизни посадской общины было обнищание ее членов, вынужденных кормиться мирским подаянием. Так, в 1660 г. жители Брянска в своей челобитной сетовали на то, что "из нашей брати посацкия люди бедны и скитаютца меж двор и выбрать их за скудостью к делам нельзя". Экономическая слабость и малолюдность пасадских людей заставляли правительство привлекать для выполнения гражданских служб приборных людей. Во второй половине XVII в. эта практика стала широко распространенной. В 1670—1671 гг. царским указом было постановлено, чтобы в Брянске "для верного бранья" на кружечном дворе и в таможне в головах были по выбору тупивльские посадские люди или пушкари. Целовальниками же назначались брянские служилые люди и посадские "самые добрые и правдивые и прожиточные", в Путивле, в свою очередь, должны были быть брянские пушкари, стрельцы и посадские в тех же службах. Указом 1688 г. правительство разрешает привлекать к "несению" гражданских служб только тех служилых людей, "которым на службе не быть". Но уже через несколько месяцев последовал новый указ: в городах, где нет посадских выбирать "к таможенным и питейным сборам в головы и целовальники из служилых людей" не разграничивая на тех, кто служит и тех, кто не служит. Этот указ вовсе не запрещал привлекать к гражданским делам служилое население тех городов, где были посады. Это подтверждают сметные книги за 1690-е гг. Например, в 1695 г. восемь путивльских пушкарей служили в целовальниках. Во второй половине XVII в., все чаще стали практиковать привлечение служилых людей к выполнению хозяйственных работ. Так, в конце века брянские пушкари жаловались на тяжесть выполнения "стругового дела". Им приходилось не только строить струги, но и быть грузчиками, гребцами, кормщиками, а также выполнять другие работы.
      Таким образом, во второй половине XVII в. правительство все чаще возлагает на плечи служилого населения груз обязанностей, никак не связанных с военной службой. Выполнение гражданских работ прививало приборным чинам, если они еще не занимались торгово-промысловой деятельностью, навыки в торговле и ремесле. Это, в свою очередь, сближало их чисто психологически с посадскими людьми. Вероятно, они чувствовали себя не только служилыми, но и понимали свою близость к другим группам городского населения.
      Этому способствовал ряд законодательных мер второй половины XVII в., наметивших резкую грань между служилыми по прибору и по отечеству. Правительство предприняло попытку очистить ряды дворянства, пресечь возможные пути попадания в дети боярские приборных чинов. Однако интересы защиты южных границ зачастую заставляли правительство отступать от законодательства. В жизни среди детей боярских можно было встретить выходцев из разных сословных групп. Более того, к концу XVII в. происходит сближение землевладения всех служилых людей. Исчезли перегородки между детьми боярскими и приборными чинами, происходило взаимопроникновение видов служб и родов войск. Однако это происходило не за счет сближения приборных чинов со служилыми по отечеству, а за счет приближения детей боярских со служилыми по прибору и удаление их от дворянства. Таким образом, главным оставался курс на очищение рядов господствующего класса, с одной стороны, а с другой — свертывание привилегий служилых людей по прибору. Начиная с Уложения 1649 г., ущемляются интересы приборных в области торгово-промысловой деятельности. Апогеем этой политики стали указы 1699 и 1700 гг. Сначало правительство Петра I заставило торгующих крестьян и служилых людей платить два тягла, а затем и вовсе запретило торговать на посаде. Но политика государства и здесь была непоследовательной. Тогда же появились указы, разрешавшие записывать служилых людей в посад. Кроме всего, в практике прикрепления к посаду все большее распространение приобретает зачисление по торгам и промыслам. По существу, политика, правительства конца XVII в. приводила юридическую норму в соответствие с фактическим положением торговых людей, принадлежащих к разным группам служилого и тяглого населения.

Севская крепость

      Ограничения в занятиях торгово-промысловой деятельностью и возможность записываться в посад повлекли уход части служилого населения в посад. Например, в Брянске в 1700 г. ряды посадских людей пополнили 18 семей из среды приборного населения города. Вероятно, выход из служилого сословия носил массовый характер. Правительство обеспокоенное резким уменьшением служилого населения на южных границах, вынуждено было издать специальное распоряжение: "Белгородцкого и Севского полков городов, которые ведомы в Розряде служилых всяких чинов людей, которые торговыми промыслами промышляют на Москве и в городах и те из Ратуши в посад и в тягло без указу велокого государя из Розряду писать не велено для того, что написались в посад за которыми и промыслов нет и из списку, и из службы многие убыли". Как видим, в посад стремились не только занимавшиеся торговлей, но и те, кто хотел избавиться от службы. Это было вызвано усилением воинской повинности. Непрекращавшиеся войны во второй половине XVII в. заставляли служилых людей Севского и Белгородского полков постоянно участвовать в походах на Украину, в Крым и под Азов. С 1654 по 1700 г. состоялось не менее тридцати походов.
      Ухудшение положения служилых по прибору вело к стремлению избавиться от служебных обязанностей. Для этого избирались различные пути — как легальные, так и нелегальные. Одни не являлись на службу или бежали с нее, но это вызывало преследование со стороны государства, другие же — записывались в посад, третьи — искали возможность перехода в другие сословные группы. Причем выйти из служилого сословия стремились прежде всего состоятельные приборные люди. Указание на это находим в челобитной рыльских стрельцов за 1697 г., где они жаловались, что "лутчия и прожиточные люди по ложному своему челобитью написаны в кодашевцы, а иныя в рейтары, а иные стрельцы садятца в целовальники и на кружечный двор... не хотят... служить". В последней четверти XVII в. 60 семей служилых людей юго-западных городов были записаны в гостиную сотню. Такое положение явилось результатом не только политики государства, но и отражением реальной ситуации в среде приборных людей, занимавшихся торгово-промысловой деятельностью. Подавая сказки в ходе разбора, служилые люди указывали на временную торговлю между походами и жаловались на малую прибыль от такой торговли. Вообще же служилое население всегда занималось торговлей и ремеслами. Например, в Путивле в 1628—1629 гг. служилым людям принадлежало 74 проц. всех торговых предприятий. За ними числилось 54 лавки из 77. В их руках находилось большинство (82 проц.) всех мелких торговых заведений — полок, скамей и т.д. Если учесть, что в 1628 г. в городе проживал 431 служилый человек, то доля владельцев торговыми помещениями среди ратных людей 23,2 проц. от общего числа служилого населения. Интересные данные о роли служилых людей, занимавшихся торговлей на местном рынке дают расчеты, производственные на основе таможенных явок и общего числа приборных чинов.

Доля служилых людей, занимавшихся торговлей на местном рынке в 1670-е гг. (в процентах)

Город
1671
1672
1673
1674
1677
1678
1679
Брянск
23,7
     
35,2
17,5
28,2
Путивль
12,7
10,3
35,0
28,5
     
Рыльск    
22,5
       
Севск
6,5
20,9
15,5
       

      Данные, приведенные в таблице, несмотря на некоторые недостатки, все-таки дают представление о роли торговли в жизни служилого населения. Ясно, что значительная часть приборных чинов торговала на местном рынке, хотя доля их была не везде одинаковой и постоянной. Она колебалась от 6,5 проц. до 35,2 проц., что указывает на нерегулярность занятий торговлей многих торговых людей из среды служилого населения. Здесь, вероятно, нельзя сбрасывать со счетов усиление воинской повинности, учащение походов, отрывавших ратных людей от торговых дел. Причем нельзя забывать, что часть торговцев торговала в отъезд. Торговля в отъезд трудно поддается учету, но и здесь на основе разрозненных сведений можно увидеть, что служилые люди довольно часто ездили в другие города для торговых операций. Например, в 1636 году брянский стрелец А. Докучаев ездил в Кричев, Мстиславль и Рославль. В 1648 г. он побывал в Почепе. Торговые сделки брянского пушкаря Ф.М. Кольцова зарегистрированы в 1648, 1649 и 1652 гг., причем в 1648 г. он дважды побывал в Стародубе.
      За разные годы с 1673 по 1679 были зарегистрированы на смоленской таможне партии пеньки стоимостью в 100—200 рублей брянского стрельца Г. Антонова.
      Однако, несмотря на поездки в другие города, все же большая часть служилого населения торговала в своих городах. Здесь они играли главную роль, значительно опережая другие категории городского населения, в том числе и посадских людей. Интересно выявить долю явок на местных таможнях служилых людей и посадского населения.

Доля явок служилых и посадских людей на местных рынках в 1670-е гг. (в процентах)

Годы
Брянск
Путивль
Рыльск
Севск
служ. люди
посад. люди
служ. люди
посад. люди
служ. люди
посад. люди
служ. люди
посад. люди
1671
81,4
10,6
60,3
16,9
   
86,7
 
1672
           
96,7
 
1673
   
62,1
13,6
89,2
10,8
100,0
 
1674
   
56,9
21,3
       
1677
80,6
9,0
61,9
29,3
       
1678
91,9
7,4
           
1679
91,9
6,3
           

      Результаты таблицы четко показывают, что во всех городах юго-западного края служилые люди активно участвовали в торговле на местном рынке, значительно опережая все другие категории городского населения. Лишь жители посада г. Путивля могли конкурировать со служилыми людьми. Причем торговцы из приборных чинов не только чаще появлялись на рынке, но их явки по суммам продажи не уступали явкам посадских людей. Это указывает на то, что финансовые возможности торговцев из различных сословий были приблизительно одинаковыми. Часто служилые люди вели более широкую торговлю чем посадское население, и, вероятно, не случайно, что пополнение гостиной сотни в юго-западных городах шло исключительно только за счет выходцев из служилого населения.
      Кроме торговли, приборные чины часто занимались различными ремеслами. В документах конца XVII в. можно было встретить запись "воротники и по сказке казенные кузнецы". Но для многих занятие ремеслом было не совместительством, а средством к существованию. Так, в ходе разбора 1700 г. выяснилось, что в Брянске 113 стрельцов и пушкарей занимались различными ремеслами, т.е. практически каждый четвертый. В то же время среди посадского населения число ремесленников было значительно меньше: всего 36 человек, что составило 15 проц. от общего числа посадских людей.
      Разбор 1700 г. показал, что 32 севских казака сообщили о ремесленной деятельности. Причем среди перечня ремесел есть ремесла, требующие длительного обучения. Указанием на то, что ремесленные занятия не были случайны, являются сведения об ученичестве. Например, К.П. Купчин взял в обучение солдатского сына из Камарицкой волости.
      Часть служилых людей сочетали торговые операции и различные промыслы. Встречаются случаи сочетания ремесленных занятий с промыслами. Так, в ходе разбора 1700 г. четверо севских казаков сообщили о кузнечном ремесле и работе в харчевне. Ряд служилых людей владели мельницами и винокуренными заводами.
      Таким образом, изученные материалы позволяют говорить, что подавляющая часть служилого населения юго-западных городов занималась торгово-промысловой деятельностью. Их доля в торговле и ремесле была значительно весомее чем посадского населения. Особенно это наглядно становится при учете различной хозяйственной деятельности приборных чинов при сравнении с другими категориями городского населения.
      Говоря о месте служилых людей в структуре городского населения, о их близости к посаду нужно учитывать, что к концу XVII в. происходят изменения в системе расселения населения внутри города. Существовавшее на протяжении долгого времени поселение по сословным группам все чаще уступает место смешанному расселению. В Стрелецкой слободе, например, мог жить пушкарь или посадский человек. Указание на это находим в челобитной севских стрельцов за 1700 г. А. Зорин "с товарыщи" жаловался, что на их дворовых местах живут разных чинов люди. Такая практика сложилась значительно раньше. Еще в 1679 г. правительство предписывало: "Стрелецких слобод земли от беломесцовых дворовых земель и от черных слобод отмежевать и впредь близко Стрелецких слобод нигде порозжих земель, не сослався с Стрелецким приказом, никому не давать". Но в жизни правительственное распоряжение не выполнялось, что хорошо видно из записей в крепостных книгах. В самом начале XVIII столетия торговля дворами в городах достигает значительных размеров. В книге крепостных актов за 1702 г. по Севску торговые сделки на дворы составляли 13,7 проц. от всех сделок, зарегистрированных горожанами. Посадские люди продавали дворы служилым и наоборот. Порой дворовое место перепродавалось несколько раз. В торговле дворами участвовали различные категории горожан в том числе дворяне. Например, житель Севска гостиной сотни Н. Чибисов жил в купленном дворянском дворе, который находился в Пушкарской слободе.
      Дворы городских жителей разных сословий практически ничем пе различались — ни размерами, ни системой застройки, ни строительным материалом. Все строения в юго-западных городах возводились из леса различных пород. Двор горожанина обычно состоял из земельного участка под огород и комплекса дворовых построек — жилых и хозяйственных. Жилище было трехкамерным — преимущественно в сочетании "изба—клеть—сени", иногда вместо клети упоминается чулан. Избы были как "черные", так и "белые" в зависимости от типа печи. Комплекс надворных построек был различен, во дворе располагались сараи, конюшни и другие хозяйственные постройки. У ряда горожан во дворе находилась баня или погреб, но часто они строились на огороде. Примером застройки двора служилого человека может служить двор севского казака С.И. Зженова. Его двор включал избу "черную", сени и клеть. Подле них располагались сарай с амбаром, баня, конюшня и погреб с "напоребцем". Все дворовые постройки огород обносились забором. Это мог быть частокол или же плетень. Плетнем чаще всего огораживали земельный участок. Все постройки, как правило, имели деревянную кровлю: из лубу или дора.
      Мало различий было и в одежде городских жителей. В повседневной жизни трудно было отличить посадского человека от служилого населения. Описи имущества горожан подтверждают это мнение. Так, в челобитной брянского пушкаря С. Неуструева среди вещей упоминаются кафтаны, шубы, рубахи, т.е. одежда, которую носили посадские люди и другие горожане.
      Итак, изучение феодального города, думается, будет наиболее продуктивным лишь на пути рассмотрения его как многофункциональной системы. Ведь "...само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм". Таким образом, неправильно было бы противопоставлять различные категории городского населения. Служилые люди представляли не только гарнизон, но они были горожанами, которые жили заботами и радостями всего города, на которых распространялись фискальные мероприятия, правительства в неменьшей степени, чем на посадских людей. Наиболее ярко это наблюдается в конце XVII — начале XVIII в., когда происходит реальное сближение различных категорий городских жителей. Служилое население благодаря правительственной политике и их занятием торговлей и ремеслом в значительном количестве вливаются в посад. Но окончательное исчезновение категорий служилых людей в юго-западных городах происходит во второй четверти XVIII столетия.

М.В. БРЯНЦЕВ (Клетня)
"Феодальный город" вып. 2, Брянск, 1993 г.






 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова