Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

БРЯНСКАЯ (ДНЕПРОВСКАЯ) ФЛОТИЛИЯ, 1696-1740 годы     


Брянская судоверфь

      К сожалению, данных по этой флотилии сохранилось крайне мало - историкам неизвестны даже названия судов.
      Уже в начале XVI века морские суда запорожцев ("чайки" и другие) свободно ходили по всему Черному морю. Так, в 1575 году казаки с моря захватили города Гезлев (современная Евпатория), Трапезунд и Синоп. В 1606 году казаки с моря взяли Варну.
      В 1615 году запорожцы разорили окрестности Стамбула. Близ устья Дуная казаков нагнала турецкая эскадра. Однако нападение турок было отбито, причем казаки захватили несколько галер. На трофейных галерах казаки дошли до устья Днепра, где их и сожгли.
      В 1616 году в сражении в Днепро-Бугском лимане казаки захватили 15 турецких галер, а затем на "чайках" и галерах отправились к Анатолийскому побережью, где разрушили Трапезунд и Синоп.
      В 1620 году запорожцы на 150 "чайках" погуляли у берегов Болгарии, в очередной раз была взята и сожжена Варна.
      В 1621 году 1300 донских казаков и 400 запорожцев вышли ранней весной в Азовское море. Атаманы Суляно, Шило и Яцек избрали целью похода город Ризе на юго-западном берегу Черного моря. Казаки взяли штурмом дворец паши, понеся большие потери.
      В июне 1621 года 16 "чаек" появились у Стамбула, в городе началась паника. Казаки прошли вдоль берега Босфора, разоряя и сжигая все села на своем пути. В том же году произошел и "дебют" молодого атамана Богдана Хмельницкого, который вывел в Черное море флотилию "чаек". В августе 1621 года в морском бою запорожцы утопили 12 турецких галер, а остальные преследовали до Босфора.
      Весной 1622 года на Дон прибыл отряд запорожцев с атаманом Шило. Вместе с донцами они двинулись на стругах вниз по Дону. В устье реки казаки атаковали турецкий караван и захватили три судна. Затем казаки пограбили татар в районе Балыклеи (Балаклавы), погуляли у Трапезунда и, не дойдя 40 км до Стамбула, повернули назад.

Дюбель-шлюпка

      В 1631 году 1500 донцов и запорожцев высадились в Крыму, в Ахтиарской бухте, то есть будущем Севастополе, и двинулись в глубь полуострова. 8 августа казаки взяли "большой город" в Козлове, а татары отсиделись в "малом городе". Затем казаки ушли в море и высадились в Сары-Кермене, то есть в давно заброшенном и разрушенном Херсонесе. Здесь они устроили свою базу, из которой опустошали окрестности. 16 августа у Мангупа казаки встретились с войском Джанибек Гирея. Татары были разбиты, казаки захватили две пушки. Хан бежал из Бахчисарая. Но казаки по неясным причинам ушли назад, разграбив на прощание Инкерман.
      Начало казенному судостроению положил указ Петра I в 1696 году, то есть во время второго Азовского похода. Согласно ему, гетману Мазепе приказано строить морские суда в Брянске под началом московского дворянина Неплюева.
      По наряду воеводе Брянска велено было сделать 42 струга больших (по 21,34 метра), 50 стругов малых (13,87 — 10,67 метров) и 50 лодок однодеревых. К весне 1696 года было изготовлено 42 струга больших, 46 стругов малых и 45 лодок, а позднее — еще 9 судов. Кроме того, в Киеве были сделаны 3 судна, и запорожские казаки приготовили около 30 лодок.
      Однако в боевых действиях пришлось участвовать только 30 казацким лодкам. Неплюев же с остальными судами ушел к крепости Таванску лишь 1 августа 1696 года. К этому времени кошевой атаман Яков Мороз атаковал в море 5 больших турецких галер, но был отбит.
      Мороз решил вернуться в Лиман, но, встретив у Очакова весь турецкий флот, кошевой уничтожил свои суда и пробрался к Таванску сушей. Оставшиеся казаки напали на караван турецких судов с провиантом и отбили 17 судов. Неплюев предлагал Морозу идти к Очакову, но последний не мог сделать этого за неимением судов.

Малый прам

      В 1697— 1698 годах в Брянске было построено свыше 200 судов, но в боевых действиях они не участвовали. С заключением Константинопольского договора 1700 года Днепровская (Брянская) флотилия фактически прекратила свое существование.
      В 1724 году по указу Петра I "велено во Брянску изготовить лесов на 2 больших и на 3 меньших прамов, також де на 3 остродонныхи на 4 плоскодонных галер и для того из Адмиралтейской коллегии посланы мастеровые люди, а в 726-м году указом подтверждено, чтоб те суды конечно были зделаны, кои и стоятцца". Однако доделаны эти суда так и не были. И лишь в 1736 году в связи с началом очередной войны строительство морских судов в Брянске было возобновлено. Осенью 1736 года в Брянске было заложено несколько десятков дубель-шлюпок длиной 18,3 метра, вооруженных шестью 2-х фунтовыми фальконетами каждая. Всего должны были построить 500 дубель-шлюпок.
      По указу Сената от 4 января 1737 года, кроме 500 дубель-шлюпок следовало построить 70 плашкоутов для переправ, 3 малых прама и 4 плоскодонные галеры, "взяв железные припасы из Тульских заводов". К строительству этих судов и их сплаву прикомандировали от генерала-фельдмаршала графа Б.К. Миниха из полков 2200 солдат, 1222 человека из адмиралтейских служащих, а также 1232 мастеровых. Но уже 21 января число дубель-шлюпок было сокращено до 400. В то же время решили дополнительно сделать 40 лодок и 60 барок. Сами же дубель-шлюпки планировали строить в четыре этапа по 100 единиц.
      Общее руководство строительством возложили на контр-адмирала В.А. Дмитриева-Мамонова, а А. Кашкину поручили перегонять построенные суда в действующую Днепровскую флотилию. К началу июля 1737 года в строй вошли три малых прама и четыре плоскодонные галеры, 200 дубель-шлюпок, 20 плашкоутов, 18 больших и 40 малых барок, а также 20 конных кончебасов (тип гребного судна).

Кончебас

      Первый эшелон был отправлен в апреле, последний выступил 1 июня, но на пути судам приходилось преодолевать невероятные трудности. Спущенные в Брянске суда вооружались на Десне, переходили в Днепр и следовали безостановочно до Кайдакского порога. Здесь их значительное расстояние волокли по берегу и только после третьего порога спускали на воду. У Неясытинского порога все суда приходилось вновь разгружать и по особому помосту волочить 65 метров, после чего их уже окончательно спускали на воду, нагружали и вели до устья. От такого плавания подводные части судов приходили в полную негодность. Личный состав был очень мал: на всю флотилию 6 морских офицеров и 60 матросов. Остальной состав был добавлен из инвалидов и гарнизонных полков. До Очакова добралось 76 судов, остальные были брошены за негодностью или пошли на переделку более сохранившихся. Однако флотилия помогла гарнизону Очакова при отражении нападений турок в сентябре и октябре 1737 года не дать порвать связь осажденных с армией. Для морской же службы брянские дубель-шлюпки оказались негодными.
      К кампании 1738 года решено было усилить Брянскую флотилию. Граф Б.К. Миних высказал совершенно правильный взгляд на стратегическое положение дел: "И понеже по моему рассуждению благополучное произведение будущей кампании и все авантажи зависят от того, кто на море сильнее быть может, того ради всеподданнейше прошу указать о строении довольного числа годного флота".

Дубель-шлюпка Брянской верфи. 1736 г. Брянский краеведческий музей. Дубель-шлюпка Брянской верфи. 1736 г.

      Однако зимой северные ветры и сильные штормы истребили почти все дубель-шлюпки в Лимане. Вместо них решено было построить в Брянске небольшие четырехпушечные бригантины. Весной по высокой воде их провели через пороги пустыми, а все снасти везли сухим путем до Лимана. Здесь бригантины вооружили и вывели в море. Но оказалось, что мореходные качества этих судов не лучше прежних.
      Одновременно с бригантинами из реки Самары до Неясыти отправили на барках в разобранном виде прамы.
      5 прамов без названия. Длина 18,3 метра. Ширина 6,1 метра. Заложены в 1726 году на верфи в Брянске, спущены в 1737 году. В июне 1737 году отправлены вниз по Десне и Днепру, но из-за мелководья и порогов к зиме 1737-38 годов дошли только до реки Самары. Разобраны после упразднения Днепровской флотилии 15 октября 1739 года. Вооружение: восемь 8-ми фунтовых пушек.
      2 прама без названия. 44 пушки. Заложены в 1737 году на верфи в Брянске, спущены в 1738 году. В 1738 году пришли по Днепру в Киев, где использовались как плавбатареи. Разобраны после упразднения Днепровской флотилии 15 октября 1739 года.
      Вторичная неудача доказала необходимость строить суда ниже порогов. Для этой цели Д.Н. Сенявин, назначенный начальником Брянской флотилии, выбрал в 64 километрах ниже порогов остров Верхний Хортицкий, где Б.К. Минихом была заложена Ново-Запорожская верфь. На Ново-Запорожской верфи решено было построить пятьсот 24-весельных казачьих лодок по чертежу, доставленному Б.К. Минихом. Кроме постройки казачьих лодок на Ново-Запорожскую верфь возлагалась достройка судов, доставляемых с Брянской верфи "разборными членами". Так, в 1738 году для достройки было доставлено два прама, двадцать 16-баночных и десять 20-баночных галер и 107 разных шлюпок.
      Весной 1739 года при вскрытии Днепра затонуло несколько десятков малых судов "за худобой". Тем не менее на 14 апреля 1739 года возле острова Хортица находилось три галеры, три прама, 12 бригантин, 17 ластовых судов, 134 дубель-шлюпки, 16 плашкоутов, 13 венецианских ботов, 21 кончебас, 92 малых гребных судна — различных шлюпок, казачьих лодок и других.

Дубель-шлюпка Брянской верфи. 1736 г. Брянский краеведческий музей. Пушки XVIII-го века

      В связи с заключением между Турцией и Австрией (союзницей России) сепаратного мира, а также эпидемией чумы, русская армия была вынуждена покинуть низовье Днепра осенью 1739 года. Из-за недостатка транспорта и невозможности пройти вверх по реке через пороги пришлось оставить суда, пушки, ядра и другие грузы, а у восточного берега Хортицы затопить один из самых больших кораблей, прибывший с ядрами и бомбами.
      С 1845 года любителями и археологами со дна реки у Хортицы поднято несколько чугунных пушек и фальконетов, принадлежавших Брянской флотилии. Часть из них помещена внутри и рядом с музеем на острове Хортица. И сейчас экскурсоводы рассказывают, что это вооружение запорожских казаков XVI—XVII веков.





 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова