Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

О четырех главных дорогах, которыми Крымские Татары вторгались и опустошали пределы нынешней Орловской губернии     


      Орловские епархиальные ведомости, № 19, 1870 год.
      Крымское царство образовалось и Татарских улусов в Крыму и по северным берегам Черного моря, в то время, когда могущественная некогда Кипчакская или Золотая Орда клонилась уже к своему упадку. Первые Крымские ханы из династии Гиреев, не желая признавать над собою владычества Золотой Орды, долгое время находились с нею во враждебных отношениях и вели упорную борьбу. Пока шла эта борьба, Крым сохранял миролюбивые отношения к Москве и нередко находился в тесном союзе с нею против общего их врага. Но лишь только Крымцам удалось на развалинах Золотой Орды утвердить собственную независимость, как они из мирных союзников России обратились уже в непримиримых ее врагов, и в продолжение трех веков терзали ее опустошительными своими набегами.
      Особенно часто страдала от Крымских Татар Московская Украина, к которой с XVI-го века принадлежали и нынешние пределы Орловской губернии. В конце XV века в состав Московского государства вошли следующие города Орловского края: Eлец, Мценск, Карачев, Брянск, Трубчевск и Комарицкая волость. В XVI веке были основаны: Орел, Болхов, Кромы и Ливпы. В это и последующее время города Орловcкого края с их уездами подразделялись на Северские и Украинские; к первым принадлежали: Брянск, Трубчевск и Севск с Комарицкой волостью; ко вторым: Болхов, Мценск, Орел, Кромы, Карачев, Ливны и Елец.
      Внезапно появляясь в этих местах, Татары предавали все на своем пути страшному грабежу и опустошению: вытаптывали поля и нивы, разрушали города и крепости, выжигали села и деревни, грабили местных жителей и целыми тысячами уводили их в неволю. Московское Правительство, особенно со времен царя Иоанна Васильевича Грозного, всеми мерами старалось защитить несчастную Украйну от опустошительных набегов Крымцев. Так, с этою целью строились здесь новые города и укрепления, в которых постоянно, с ранней весны и до снегов, должны были бодрствовать воеводы со многими ратными людьми, кроме того, в летнее время по украинским городам стояли особые полки - "большие, передовые и сторожевые", которые, при первой вести о движении неприятеля, должны были соединиться вместе и "промышлять" над ним; а чтобы "приход воинских людей не был безвестен", для этого на всех дорогах, которыми Крымские Татары обыкновенно приходили на Московскую Украйну, длинною сетью расставлялись, так называемые, "сторожи" или караулы из детей боярских и кузаков конных. С целью затруднить и замедлить движение Татар внутрь страны Русские повреждали еще дороги - копали рвы, валили деревья по лесам, вбивали сваи на переправах через реки, выжигали степи и прочее. Но все эти предосторожности не спасали Украйны и ее обитателей от Крымских погромов. Было и еще средство у Московских царей, которыми они старались удерживать Крымских Татар от частых их вторжений - это мирные договоры и, так называемые, "поминки" или подарки, состоявшие в деньгах и дорогой рухляди. Но Татары, щедрою рукою подписывая договоры, не заботились об их соблюдении, и при первом удобном случае снова грабили и разоряли несчастную Украйну. Тогда, вместе с деньгами за выкуп пленных, шли новые поминки в Крым ханам и их мурзам и опять, до поры до времени, заключались ненадежные договоры.
      Время Крамских набегов составляет одну из самых несчастных страниц истории Орловского края. Не смотря на то, что время это давно уже прошло для обитателей этого края, народ доселе еще живо помнит те пути, которыми обыкновенно заносилась и разражалась над головами его предков Крымская туча, те рощи и леса, в которых Крымские Татары останавливались по временам для своего отдыха, те ручейки и колодцы, которые служили им для водопоя; помнит, как его предки, по знаку сторожевого казака, несшегося в город с вестью: идут Татарове! - или по приказанию воеводскому, должны были спешить в городскую осаду, или прятаться со своим добром в местах скрытных и уединенных. С этим несчастным временем у нас тесно связывается история всех городов и многих селений, из коих одни (как например Болхов, Орел, Кромы и Ливны) получили тогда свое основание, чтобы служить оплотом против вражеских нападений, а другие не раз обращались в прах и пепел и снова оживали из-под своих развалин для борьбы с неприятелем.
      Вспомним на этот раз и мы, на основании исторических данных, те главные пути или дороги, которыми в былое время Крымские Татары обыкновенно вторгались и опустошали пределы дорогого нам края.
      Таких дорог, как показывает "Книга Большому Чертежу или Древняя Карта Российского Государства", было четыре: 1) Муравская дорога, иначе Муравский шлях; 2) Калмиюская дорога; 3) Пахнутцова или Пахнутцкая дорога, и 4) Свиная дорога. Прежде чем скажем о каждой из этих дорог подробнее, заметим, что все они пролегали через Орловский край в таком направлении, чтобы, по возможности, избегать больших лесов и особенно рек с их затруднительными переправами. В некоторых местах такие переправы доселе еще сохраняют прежнее свое название с Татарских бродов и перелазов.



Муравская дорога или Муравский шлях

Дорога Пахнутцова или Пахнутцкая

Дорога Калмиюская

Свиная дорога

      Кроме этих 4 главных дорог, были и другие дороги, которые лежали между городам и Орловского края и по которым Крымские Татары переходили с одной главной дороги на другую. Так, Муравская и Изюмская дорога сходились с Пахнутцовою у Луковецкого брода. "Колодезь Луковец пал в реку Сосну, с Нагайской стороны, а на устье Луковца Татарской перелаз, брод в Русь". Муравская же дорога соединялась с Пахнутцовою и на северо-востоке Орловского края, посредством дороги Новосильской. "С верху Щижа колодезя и речки Олешы, на дороге на Новосильской и на Пахнутцовой, подле лесу, стоит сторожа, стерегут сторожу (стражи) из Мценска, чтоб не пришли Пахнутцовою дорогою, от Мелового (Мелевого) броду, и с Изюмския дороги, от Сосны, от Луковского броду, а по Новосильской дороги, с Муравския дороги, Татаровя". Далее Свиная дорога сходилась с Пахнутцовою поворотом вправо от верховья реки Ицки (у Свиной дороги) к реке Оке и далее до Пахнутцовой дороги. "Ниже Ицки верст с 6, пал в Оку, с левой стороны, Доброй колодезь, а на усть Доброго колодезя на Оке брод Быстрой, а в тот брод лезли Татаровя, как в 79 (1571) году шел Крымской царь под Москву, а на Москве, в приход Крымского цари, гневом Божиим был пожар".
      Все эти дороги в важнейших стратегических пунктах были уставлены сторожами, посредством которых быстро носились вести от города к городу. Такие сторожи обыкновенно располагались при реках. Особенно река Сосна с ее притоками богата была сторожами. Здесь находились сторожи: 1) при устье реки Тальца, по Лебединской дороге; 2) на реке Козинке, с Крымской стороны, по Оскольской дороге; 3) на Беломестном поле; 4) на реке Воронце, по Оскольской дороге; 5) на реке Пониковце, по Воронежской дороге; 6) под Богатым лесом, по Оскольской дороге; 7) под Радушкиным лесом, по Ливенской дороге; 8) при устье реки Чернавы, по Ливенской дороге; 9) сверх Свищен; 10) при устье Хмелевого колодезя; 11) на устье Куноча; 12) при устье Кщеневой; 13) под Долгим лесом; 14) под Мокрецким лесом; 15) на горе по реке Сосне на Кирпичном броду, от города Ливен в 3 верстах; 16) по Белогородской дороге за рекою Быструю Сосну в Колки, от города Ливен в 4 верстах; 17) при устье реки Трудов; 18) при устье Речицы; 19) при устье реки Фошни; 20) при устье реки Колпны; 21) при устье Луковца (эти сторожи ставились из города Ливен, на каждой стороже стояло по два человека из казаков и по два из детей боярских). На некоторых из этих пунктов стояло по нескольку сторож. Так, на усть-Чернавской стороже находились сторожи из Ельца, Ливен и Мценска; на Речицкой, Фошнинской, Колпенской и Луковецкой ставились сторожи из Ливен и Мценска. Все эти сторожи оберегали дороги: Калмиюскую, Муравскую и Пахнутцову. Кроме того, Пахнутцову дорогу охраняли сторожи из Мценска: 1) верх Очки на Руде, от Мценска 100 верст; 2) на Долгом-Колодезе, от Мценска 40 верст; 3) верх Олешен, от Мценска 30 верст. Из Мценска же ставилась еще сторожа на Любовше, от Мценска в 100 верстах, для охранения Муравской дороги. Из сторож, охранявших Свиную дорогу, известны две: 1) на сторожевом кургане, у Свиной сторожи, от Карачева "в 7 верстах", и 2) на Молодовом городище, от Карачева "в 30 верстах". Обе эти сторожи ставились из города Карачева.



Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова