Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

ЛИХИЕ ЛЮДИ     


Лихие люди       Столкновения по разным поводам между соседями - крестьянскими общинами или помещиками - были обычным явлением в феодальной России XVIII века. В таких случаях следовали долгие суды и разбирательства. Ни суд, ни зачинщики этих дел не торопились с их окончанием. Но другое дело, когда появлялись люди, угрожавшие государственной власти в лице самого государя или феодальной собственности. В пограничных брянских землях такие люди появлялись часто, а уж разбойники в дремучих брянских, рославльских и соседних Брынских лесах Калужской губернии, несмотря на все усилия властей, никогда не выводились.
      Недаром, видимо, связан с Брянщиной один из периодов в жизни самого великого российского бунтовщика - Емельяна Ивановича Пугачева: после окончания Семилетней войны он некоторое время обучался грамоте в одном из стародубских старообрядческих монастырей. В Почепе в 1725 году объявился русский солдат Александр Семков, назвавший себя царевичем Алексеем, сыном Петра Великого. О появлении "царевича" немедленно донес властям мглинский сотник Барановский. 22 ноября 1725 года Семкова схватили, отправили в Петербург и пытали. Вскоре он был казнен, а его голову из Преображенской канцелярии прислали в Почеп. На площади был сооружен каменный столб с железной спицей, на которую воткнули голову самозванца. На жестяном листе было написано про его преступление. Верного Барановского императрица Екатерина I пожаловала за донос 18 дворами в сельце Высоком Мглинской сотни.
      Материалы о выступлениях брянских крестьян против крепостнического гнета в краеведческой литературе публиковались, особенно про брянские смуты 1740-х годов и восстание Чернодыра. Были случаи, когда наши земляки действовали против польских панов в соседней Белоруссии. Одно из самых крупных крестьянских выступлений на Могилевщине возглавил Вощила – уроженец деревни Чемодановой, что под Почепом. Схваченный царскими властями, он умер в стародубской тюрьме в 1774 году. Совершенно не изучено такое явление, как разбойничество. В фольклоре Брянщины сохранилась масса преданий о Кудеяре, грабившем богатых и защищавшем бедных. Нет, наверное, ни одного древнего городища, про которое не рассказывали бы, что здесь зарыл свои сокровища Кудеяр.
      Однако даже в легендах разбойники далеко не всегда бывали благородными Робин Гудами. Одно из таких характерных преданий опубликовано в "Орловских епархиальных ведомостях" в 1878 году. В них называются конкретные местности, исторические лица: страшевичский помещик Василий Афанасьевич Бахтин, княжна Друцкая-Соколинская, владевшая землями в Брянском уезде; села Страшевичи и Голубея. Василий Афанасьевич Бахтин 30 сентября 1765 года был произведен в секунд-майоры. За его сыновьями Сергеем и Иваном по четвертой ревизии 1782 г. в селе Страшевичах с деревнями было 100 душ, доставшихся по наследству от отца.
      По преданиям, Кудеяр на старости лет перебрался в Брянский уезд, где и сложил свою удалую голову. "Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у Десны и доселе видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр. На большой дороге в Кривом лесу никому не было от Кудеяра пропуска.
      По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда бывала добыча. Бояре ездили с большою дворнею; но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра. Разбойники чаще делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачают их, да и приговаривают: "Не мы тебя бьем, а вилы; не мы тебя губим, а Десна-река!"
      Уж и стар стал Кудеяр, а все грабит, все проливает кровь христианскую, все прогневляет Пресвятую Богородицу. Собрала она семь пятниц ч одну, да сразу и вылила их на голову окаянному Кудеяру ... Приехал, сказывают, о ту пору в село Страшевичи Василий Афанасьевич Бахтин из полку, и оповестил он своим сродственникам, что желает с ними повидаться. Василий Афанасьевич был знатный барин, земли и крестьян у него было множество, жил богато и родню имел знатную... И вот отправилась с ним повидаться княгиня Друцкая-Соколицкая, а путь ее лежал через Кривой лес. Знала она про Кудеяра, да понадеялась на своих людей, что с нею были, человек с 30. Въезжает княгиня в свой лес да посмеивается: говорили, дескать, что тут разбойники, а их и духу нет!.. Только у Меловой горы сидел на дороге разбойник и, по его знаку, как черные вороны, видимо-невидимо выскочили разбойники, застрелили дворецкого, побили людей, а самую княгиню обидели и чуть живую отпустили к Василию Афанасьевичу ... Тогда Василий Афанасьевич выбрал из своих людей - молодец к молодцу, человек с сорок, дал каждому по пищали, посадил их на конь и поехал на разбойников. К утру он был уже во Кривом лесу (60 верст); подъехал к Меловым горам и хотел уже взбираться на одну из гор, как видит, на сосне сидит разбойник и кричит, что, мол, проезжие да много их! Досада взяла Василия Афанасьевича: берет он пищаль лучшую, и разбойник как сноп полетел с дерева кубарем... Собрались разбойники, а впереди сам Кудеяр. Битва была страшная. Сама Пресвятая Богородица помогла Василию Афанасьевичу ранить Кудеяра в щеку. Кудеяр выхватил платок шелковый, подвязал свою щеку и закричал: "казаки, вода!". Разбойники бросились кто куда, их гнали и били, а Василий Афанасьевич догнал самого Кудеяра и тут же покончил с ним ... ". К этому предание присовокупляет, что все богатство Кудеяра, что было на виду, досталось в руки Василию Афанасьевичу Бахтину, который, кроме того, освободил из куренки Кудеяра Голубсевскую дьячиху и гусляра. Дьячиху боярин отпустил на волю, а гусляра взял с собою в Страшевичи. Слепец гусляр хорошо пел и играл и жил в Страшевичах до самой своей смерти, а когда он умер, то его погребли по христианскому обычаю и службу, говорят, правил поп Рогожка. Это было слишком за 100 лет до нашего времени. Кроме Кудеяра, здесь рассказывают еще о разбойниках - Иване Гуляеве, Степане и Куке, передвигавшем своими волхованиями леса и горы".
      Справедливости ради следует отметить, что в разбои иногда, особенно в первой половине XVIII века, были вовлечены помещики, причем далеко не бедные, а разбойнички из простого народа грабили представителей своего класса не хуже, чем бар и купцов.
      Одного такого разбойника, атамана Бурута, поймал находившийся на форпосте Краснозаборской дистанции поручик Псковского драгунского полка Веневитинов. На допросе в Брянской воеводской канцелярии разбойничий атаман назвал себя Иваном Семеновым, по прозванию Бурут. В мае 1718 года с другим разбойником Антоном Исаевым ходили они за женою Антонова в Кромской уезд. В деревне Жукове Брянского уезда их встретил крестьянин помещика Ионы Левшина Давыд, как его звать по отчеству и прозванию, они не знают, и с другим крестьянином вынесли в лес хлеб и вино. В июне того же года Бурута отослали под караулом к присланному в Белгородскую и Воронежскую губернии "главному сыщику" - действительному статскому советнику Татищеву. Крестьянина Давыда Евсеева, оговоренного Бурутом в сообщничестве, главный сыщик не востребовал и его допросили на месте. Давыд Евсеев заявил: "Ни хлеба, ни вина в лес к разбойникам не носил и с прочими разбойниками знания никогда не имел и в том показали на его напрасно". Дело же было совсем наоборот. В июне 1757 года ватага разбойников во главе с Бурутом ночью напала на двор Давыда, разбила его "и пограбила пожитки все без остатку и его били и дядю его Крисанфа Моисеева огнем жгли и брали хлеб печеный и прочие съестные при пасы и разбив пошли неведомо куда". В качестве свидетелей Давыд сослался на крестьян помещика Алексея Афанасьева сына Сомова - Фатея Васильева, Козьму Яковлева, Никиту Фолимонова, Дмитрия Сулимова, а также на крестьян помещиков Похвиснева и Зиновьева и местных священников. Челобитной же он не подавал по незнанию, так как он "простой и пахотный человек".
      По справкам оказалось, что раньше за ним ничего предосудительного не наблюдалось, поэтому решили проверить показания названных им свидетелей.
      Так или иначе, атаман Бурут поступил весьма неблагородно, во-первых, ограбив крестьянина, во-вторых, оговорив его перед следствием.
      В разбойники попадали иногда и лица духовного звания. В 1743 году из Козелецкого, Полтавского и Гамалеевского монастырей на Черниговщине сбежали 13 монахов и монахинь во главе с Мелетием Стоецким и Варлаамом Климовым. Они объединялись в шайку и прочесывали не только северную Черниговщину, но и Трубчевский и Карачевский уезды. "Компанство" духовных ходило по лесам с конями, телегами и "жинками". Они стояли табором, как цыгане, "ловили по селам кур и гусей и свиней, били и смолили. Все черницы были старше монахов оприч одного, который был як тур с Беловежи той всем молодым чернецам по чернице дал, а некоторым на двух одну, а сам вроде игумена був и особной жинки соби не примал, а всех себе на покуты брав (на покояние) и бабы его против всех молодых чернецов боялись, и которой он велел та с ним ту же минуту шла каяться в его холщевую повозку на долгих дорогах". На этой повозке у него был "белый плаг со крестом, вроде как на походной церкви". Они тоже служили какие-то службы, пели псалмы за усопших и пошаливали на проезжих, а потом передрались и "рубалися топорами", и позже вдруг никому не заметно снялись и уехали по осени. А весною, когда растаял снег и дивчата пошли рвать ландыши, то нашли недалеко от бывшей стоянки во рву под сухой листвою убитую черницу, "пополам перерубанную" и цинически набитую в нижней части тела еловыми шишками. Об этом все знали и все молчали, "пока черница согнила, или волки съели". А потом "пошел Тришка", о котором крестьяне северных мест Черниговской и прилегающих уездов Орловской губернии мнения не худого "за те, що вин хотив усих равными зрабить и заможных (т.е. богатых) разорял, а бедных награждал".

В.П. Алексеев
"Брянские люди ХVIII века" 1993 г.





 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова