Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

ЧЕХЛЫ на Авто КИА РИО

ТРУДОВОЙ ПОДВИГ БРЯНЦЕВ В ГОДЫ ВОЙНЫ     


      Перестройка жизни страны на военный лад.
      Вскоре после начала войны свыше 200 тысяч брянцев ушли на фронт. Формирование отрядов народного ополчения, истребительных батальонов, привлечение населения к строительству оборонительных сооружений также отвлекали значительную часть работающих от производительного труда. Однако, рабочие заводов и фабрик, транспорта и совхозов, а также колхозники стремились не допустить сокращения объемов производства. Ушедших на фронт заменяли женщины, подростки, вернувшиеся на рабочие места ветераны. По путевкам обкома комсомола на промышленные предприятия области было направлено 14,5 тысяч студентов и учащихся школ и училищ. На предприятиях развивались движения многостаночников, за совмещение профессий. "Всё для фронта, всё для победы!", "Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!" — под такими лозунгами начали работать в то время практически все трудовые коллективы.
      Военная необходимость заставила предприятия пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции. На заводе "Красный Профинтерн" начали строительство бронепоездов; там же, а также на Бежицком сталелитейном заводе отливали корпуса авиабомб. Клинцовские текстильщики начали выпускать армейское сукно.
      В особо трудных условиях работали железнодорожники Брянска, Унечи и других станций и депо. Многократно вырос грузопоток, а значит и нагрузки на паровозные и ремонтные бригады. Даже во время всё учащавшихся бомбежек железнодорожники не покидали своих постов. Настоящий героизм проявил машинист Н. Соколов, который, рискуя жизнью, сумел отвести в безопасное место состав с боеприпасами, стоявший рядом со вспыхнувшим от попадания бомбы составом с горючим.
      С огромным напряжением работали сельские труженики. Вся тяжесть сельхозработ легла на женщин, подростков, стариков. Техника осталась почти без механизаторов. Так, в Брянской и Севской МТС 70% трактористов и комбайнеров были призваны в армию в первую же неделю войны. В связи с этим Орловский обком партии 2 июля принял решение организовать курсы по подготовке женщин-трактористов и комбайнеров и обязал направить на курсы не менее 2 тысяч комсомолок. Позже для уборки урожая, помимо колхозников, были мобилизованы школьники и студенты, а также население городов и рабочих поселков.
      Строительство оборонительных сооружений.
      30 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве рубежей обороны по линии Ржев-Вязьма-Киров- Брянск-Трубчевск. Реально на территории современной Брянской области первая линия оборонительного рубежа шла несколько иначе: от села Старое Хотмирово (Рогнединский район) вдоль Десны до деревни Летошники и села Белоголовль (Жуковский район), далее к селу Высокое (Жирятинский район), а затем вдоль реки Судость до ее впадения в Десну. Таким образом, главные работы развернулись на территории Рогнединского, Дубровского, Жуковского, Жирятинского, Почепского и Погарского районов. Вторая, третья и четвертая линии оборонительного рубежа сооружались на территории Дятьковского, Брянского, Выгоничского, Карачевского, Трубчевского, Навлинского и Суземского районов, но здесь работы велись менее интенсивно. Организация работ была возложена на 5-е управление оборонных работ (начальник — М.М. Мальцев). Был создан также Орловский областной штаб во главе с секретарем обкома партии П.Г. Гребенниковым. Соответствующие штабы создавались в городах и районах.
      В Брянск, Жуковку, Навлю, Почеп и другие станции восточной Брянщины с первых чисел июля стали прибывать строители из Москвы, Рязани, Тамбова, Воронежа и других городов. Лето было жарким, и многие, особенно студенты и учащиеся, ехали налегке, рассчитывая на недолгую поездку. Так, 3 июля на ст. Брянск-2 прибыло сразу девять эшелонов московских и воронежских студентов — 12 тысяч человек. Всех их надо было накормить, снабдить рабочей одеждой и шанцевым инструментом (лопатами, топорами, ломами, пилами и т.п.), а затем побыстрей отправить из города, так как Брянск уже сильно бомбили. Все проблемы удалось решить достаточно быстро.
      Но наибольшую часть из 130-тысячной армии работавших на этом строительстве людей составляли жители Брянщины: студенты и учащиеся, пенсионеры и домохозяйки, а также рабочие, колхозники, служащие. Например, в июле на территории Погарского района работало 12 тысяч местных колхозников, а также 5 тысяч человек из Трубчевского и Стародубского районов. Однако основная часть занятых на строительстве рубежа трудилась на самом опасном участке к северо-западу от Брянска. Люди, не жалуясь на неустроенность быта и скудное питание, работали, практически весь световой день, а иногда и в звездные ночи, когда не возникало опасности налета немецкой авиации.
      В результате в начале августа первый рубеж обороны был закончен. Было вырыто свыше 320 км противотанковых рвов глубиной 2-2,5 метра с насыпью высотой 5-5,5 метра, свыше 200 артиллерийских и около 250 пулеметных дзотов, несколько десятков дотов. Этот рубеж обороны сыграл очень важную роль в срыве попыток немецких войск прорваться из-под Рославля к Брянску. Что касается других рубежей обороны, построенных или же продолжавших строиться до конца сентября, то они существенной роли в последующих военных действиях не сыграли.
      Эвакуация.
      В связи с приближением линии фронта Государственный Комитет Обороны 14 июля 1941 года принял постановление об эвакуации населения и ценностей из 15 западных районов Орловской области, т.е. из основной части современной Брянщины. Практически сразу же началась огромная работа по перебазированию на восток основных оборонных предприятий. С 14 июля началась эвакуация завода "Красный Профинтерн". Основная часть заводского оборудования, кадровых рабочих и инженерно-технических специалистов перебазировалась в Красноярск, меньшая часть — в Свердловскую область. Последний эшелон машиностроители отправили 27 сентября. Механический завод имени Кирова (Арсенал) эвакуировался в город Усть-Катав (Челябинская область), вагоностроительный завод имени Урицкого — в город Энгельс за Волгу, военно-химический завод №113 из поселка Сельцо — в город Копейск близ Челябинска. На восток увозили турбины БРЭС, оборудование цементного, стекольных и некоторых других заводов. Всего только из Брянска было вывезено около 140 составов с оборудованием, т.е. около 300 тысяч тонн народнохозяйственных грузов.
      Не удалось вывезти на восток основную часть оборудования промышленных предприятий Клинцов, Новозыбкова, Суража и других городов запада Брянщины из-за августовского наступления немецких войск через центральную часть нашего края.
      Кроме промышленных предприятий, из районов и городов Брянщины эвакуировались больницы, вузы, ремесленные и железнодорожные училища, частично — школы и другие детские учреждения. Так, Бежицкий машиностроительный институт был эвакуирован в город Нижний Тагил, часть бежицких школьников, учителей, воспитанников и воспитателей детских садов — в Башкирию.
      Отправлялись на восток и основные ценности из МТС (свыше 3100 тракторов и более полутора тысяч комбайнов), колхозов и совхозов. Большая работа была проведена по эвакуации колхозно-совхозного скота (лошадей, коров, овец). Животных сопровождали гонщики, пастухи, доярки, конюхи, зоотехники; отправка производилась по заранее разработанным планам и маршрутам. Свиньи подлежали сдаче на Брянский мясокомбинат. Однако полностью осуществить переправку скота не удалось. Из 120 тысяч лошадей эвакуировано было 90 тысяч, из 325 тысяч голов крупного рогатого скота — лишь половину, а еще около трети — сдано заготовительным организациям.
      Работа брянских предприятий на новом месте.
      Эвакуированные предприятия разгружались в местах, где начать производство в краткие сроки было практически невозможно. Особенно сложным было положение "Красного Профинтерна", который должен был начать работу на пустом месте, где ранее планировалось строительство Сибтяжмаша. Первой операцией была разгрузка прибывающих эшелонов. По 14-16 часов не уходили люди с разгрузочных площадок. Всего было разгружено почти 6 тысяч вагонов — 190 тысяч тонн станков и оборудования. Одновременно начиналось строительство цехов, подсобных помещений, бараков для жилья.
      Пока не были подготовлены к работе основные цеха изыскивались возможности давать нужную для фронта продукцию хотя бы в приспособленных помещениях. В находившемся поблизости ремесленном училище с ноября 1941 года начали изготовлять гранаты, в помещении кузницы с января 1942 года организовали выпуск минометов — "катюш". А уже в мае 1943 года был выпущен первый на новом месте паровоз серии "СО". Одновременно изготавливали краны грузоподъемностью до 125 тонн: в 1942 году — 7, в 1943 году — 12, 1944 году — 23. Завод не только выполнял, но и перевыполнял плановые задания. Так, план 1943 года по товарной продукции был выполнен им на 114%, план по строительству — более чем на 107%.
      По словам главного инженера завода Г.Д. Гогоберидзе "рабочие, мастера, инженеры — весь коллектив был творчески исключительно активен". И он же приводил такой характерный пример: "32 года проработал в Бежице на своем фрезерном станке Иван Степанович Максименков... Войдя однажды в цех, увидел Максименкова в окружении нескольких станков. Четыре моих сына на фронте, — сказал Максименков, уловив мой молчалив вопрос, — вот я и работаю на четырех станках, за них и за себя...".
      Когда в сентябре 1943 года Брянщина была освобождена от немецко-фашистских оккупантов, эшелоны и оборудование начали двигаться в обратном направлении — с востока на запад. А на берегах Енисея оставался двойник "Красного Профинтерна" — завод "Сибтяжмаш". Летом 1945 года завод был награжден орденом "Трудового Красного Знамени", ордена и медали получили также свыше 160 наиболее отличившихся в годы войны рабочих, инженеров, техников, служащих. Доброй памяти заслуживает и возглавлявший все годы войны коллектив завода его директор Н.С.Чумичев.
      Не отставали от "Красного Профинтерна" и другие работавшие на оборону эвакуированные предприятия. Завод имени Кирова, перебазировавшийся в город Усть-Катав, уже в октябре 1941 года, начал выпускать оборонную продукцию и наращивал ее из года в год, добившись к 1943 году трехкратного увеличения объема производства по сравнению с 1940 годом. Более половины работавших на заводе бригад получили право называться "фронтовыми", т.е. выполнявшими норму на 150 и более процентов. Было немало примеров выполнения задания на 200-400%. За достигнутые успехи Усть-Катавский завод имени Кирова в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
      Ударно трудился на новом месте, в городе Энгельсе, и коллектив завода имени Урицкого.
      Конструкторы фронту.
      Среди тех, кому наша армия обязана созданием лучших образцов военной техники, были и уроженцы Брянщины.



И.И.Иванов       Илья Иванович Иванов (1899—967) родился в Брянске, в семье кузнеца "Арсенала". В 1930-е годы стал одним из ведущих специалистов артиллерийского дела. Заведуя кафедрой проектирования артиллерийских систем в Ленинградском машиностроительном институте и являясь руководителем специального технического цикла в Артиллерийской академии имени Дзержинского, И.И.Иванов успешно сочетал преподавательскую деятельность с подготовкой серьезных теоретических трудов и активными научно-техническими разработками. Особенно ярко умение сочетать теорию с практикой проявилось у И.И. Иванова в конце 1930-х — началу 1940-х годов, когда он работал главным конструктором оборонных заводов "Большевик" в Ленинграде и "Баррикады" в Сталинграде. В это время под руководством И.И. Иванова были созданы самые мощные орудия: 280-миллиметровая мортира, 305-миллиметровая гаубица и самое дальнобойное орудие того времени 210-миллиметровая пушка (дальность стрельбы — 30 км). Успехи конструктора были высоко оценены: в 1939 году его наградили орденом Ленина, в 1940 году присвоили степень доктора технических наук и звание Героя Социалистического Труда — одному из первых среди конструкторов и первому из уроженцев Брянщины.
      В годы войны он руководил созданием тех видов артиллерии, которые были наиболее востребованными: пушек для танков, зенитных и корабельных орудий. В 1944 году под руководством И.И.Иванова было создано мощное противотанковое орудие БС-Э, способное пробить броню любого танка противника. Труд выдающегося конструктора был отмечен восемью орденами, двумя Сталинскими премиями I степени, присвоением звания генерал-лейтенанта технической службы. После войны он продолжал создавать новые образцы артиллерийского вооружения для кораблей и береговой обороны, а последние годы перед уходом на пенсию был начальником Центрального конструкторского бюро Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

А.А. Морозов       Лучшим танком периода Великой Отечественной войны по праву считается Т-34. Одним из создателей этой замечательной машины был уроженец Бежицы Александр Александрович Морозов (1904-1979), сын слесаря Брянского завода, активного участника революционного движения. В 1911 году семья Морозовых была вынуждена покинуть Бежицу и жизнь будущего конструктора оказалась надолго связанной с Харьковом. Здесь он в 1930-е годы участвовал в проектировании нескольких моделей советских танков, но лучшей машиной, созданной А.А. Морозовым вместе с М.И. Кошкиным, Н.А. Кучеренко и другими видными конструкторами, стал Т-34. Когда в 1940 году умер М.И. Кошкин, именно А.А. Морозов возглавил коллектив конструкторов, который продолжал совершенствовать танк, ставший подлинным шедевром танкостроения. В результате к 1944 году более 80% всех выпускаемых советских танков составляли Т-34.
      В послевоенные годы А.А. Морозов продолжал работать над созданием более совершенных машин и под его руководством появились танки Т-44, Т-54, Т-55. Выдающемуся конструктору, доктору технических наук, генерал-майору технической службы А.А. Морозову было дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, он стал трижды лауреатом Сталинской и лауреатом Ленинской премий.
      Следует добавить, что "сердцем" танка Т-34 был дизельный мотор В-2, превосходящий по пожароустойчивости и экономичности все типы моторов немецких танков, так как работал он не на бензине, а на более тяжелых углеводородах — солярке и мазуте. Создателем этого уникального для того времени мотора был еще один наш земляк, сын кузнеца из исчезнувшей ныне деревеньки Лавровка Карачевского уезда Тимофей Петрович Чупахин, в числе первых удостоенный в 1941 году Сталинской премии.

"История Брянского края. XX век",
Горбачев О.В., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В.,
Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф., 2003 год.




 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова