Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И НАСЕЛЕНИЕ БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ     


      Общие сведения.
      В течение последнего столетия существования Российской империи ее административное устройство отличалось стабильностью. На большей части территории государства состав и границы губерний и уездов оставались неизменными. Это относилось и к Брянщине. Ее восточную часть составляли Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды, а также часть Дмитровского уезда Орловской губернии. Некоторые территории северных районов современной Брянской области входили в состав Рославльского уезда Смоленской губернии и Жиздринского уезда Калужской губернии. Западная часть Брянщины относилась к Черниговской губернии, на севере которой находились Новозыбковский, Стародубский, Суражский и Мглинский уезды. Крайний юго-запад (на правом берегу реки Цата) входил в состав Гомельского уезда Могилевской губернии.
      После отмены крепостного права с созданием местного крестьянского самоуправления уезды были разделены на волости. В среднем в каждом уезде было по 10—15 волостей, число же селений в волостях колебалось от 7-8 до трех-четырех десятков, не считая мелких хуторов и отдельно располагавшихся имений.
      Брянский уезд.
      Наиболее значительным по территории (свыше 6 тысяч квадратных верст) среди всех уездов Орловской губернии был Брянский уезд. По численности населения к концу XIX века он также значительно превосходил все соседние уезды. За последнюю треть XIX века население здесь удвоилось, и по переписи 1897 года составляло свыше 200 тысяч человек, в том числе в городе Брянске — около 24 тысяч.
      Формально основной рост населения шел за счет крестьянства, но в реальности наиболее быстро росли новые рабочие поселки, возникшие в уезде после прохождения по его территории нескольких железных дорог, строительства железнодорожных станций и появления возле них новых промышленных предприятий. Наиболее крупным поселком была Бежица, население которой к концу XIX века приближалось к 20 тысячам, а в 1910-е годы превзошло численность жителей города Брянска.
      Некоторые из таких поселков к началу 1920-х годов стали основой формирования современных Володарского и Фокинского районов города Брянска; другие же, постепенно разрастаясь, получили в советское время статус городов, стали райцентрами: Городец (Сельцо), Жуковка, Дубровка, Людинка (Клетня).
      Территория уезда делилась на 14 волостей: Супоневскую, Елисеевскую, Гасомскую, Любохонскую, Овстугскую, Княвицкую, Акулицкую, Алешинскую, Салынскую, Фощнянскую, Дятьковскую, Бытошевскую, Вороновскую и Снопотскую. В предреволюционные годы появилась еще одна волость — Лутенская, выделившаяся из Акулицкой. Все центры волостей именовались селами, но некоторые (Дятьково, Любохна, Бытошь) были типичными рабочими поселками, а Дятьково по числу жителей (около 4 тысяч в конце XIX века) превосходило отдельные уездные города.
      Основную часть жителей уезда (более 85%) составляли крестьяне, хотя в реальности многие из них работали на фабриках, заводах, железной дороге, лесоразработках и т.д. Даже в городе Брянске они составляли почти половину населения и количественно превосходили мещан — основное городское сословие. Заметно больше, чем в других уездах, в Брянском проживало дворян — более двух с половиной тысяч, в том числе в Брянске — полторы тысячи.
      Быстрый рост промышленности и транспорта способствовал развитию миграционных процессов, что приводило к некоторым изменениям в национальном составе населения. Если в середине XIX века в Брянском уезде абсолютно преобладали русские, а представители других национальностей исчислялись в лучшем случае десятками, то затем ситуация стала меняться. К концу XIX века в уезде насчитывалось свыше 1600 белорусов, более 1100 поляков, около 850 украинцев, 300 немцев, примерно 250 латышей, свыше 150 татар, а больше других — евреев (свыше 2 тысяч человек). Большинство переселившихся в Брянский уезд или приезжавших сюда на заработки белорусов, украинцев, латышей, татар составляли крестьяне, среди евреев и немцев преобладали мещане, а среди поляков были и крестьяне, и мещане, и немало (более 250) дворян.
      В начале XX века эти процессы продолжали набирать силу, а события Первой мировой войны еще более их ускорили. Среди беженцев 1915 - 1917 годов, кроме русских, было более 3 тысячи поляков и более тысячи латышей и литовцев. Осели они в основном в городе Брянске, пристанционных поселках и близких к железной дороге селениях.
      Трубчевский, Карачевский, Севский уезды.
      По размерам территории эти уезды заметно уступали Брянскому, но их площади были отнюдь не малыми и составляли: Карачевский уезд – свыше 3160 квадратных верст, Трубчевскии - свыше 4500 квадратных верст, Севский — более 3500 тысяч квадратных верст. Соседние с ними Волховский, Кромский, Дмитровский уезды намного уступали перечисленным уездам Брянщины.
      Значительная часть Карачевского уезда в настоящее время относится к Орловской области. Из 12 волостей уезда лишь 6 (Драгунская, Верхопольская, Бутерская, Руженская, Бошинская и Дроновская) занимали территорию современных Карачевского и частично Навлинского районов, а село Лески (в Навлинском районе) раньше относилось к Сомовской волости.
      Население Карачевского уезда составляло в конце XIX века около 136 тысяч человек, в том числе в городе Карачеве — 15,5 тысяч. Основная часть жителей уезда была связана с сельским хозяйством и проживала в небольших селениях (в среднем — 30-60 дворов и до 500 жителей). Значительно выделялось лишь село Бутры (Бутрё), население которого удвоилось и составляло в начале XX века 3 тысячи человек.
      Из новых населенных пунктов, возникших в конце XIX века, можно отметить лишь пристанционные поселки Синезёрки и Навля, появившиеся на крайнем западе Карачевского уезда после завершения строительства в 1897 году железной дороги Брянск — Льгов. Основным грузом, отправляемым с этих станций, были лесоматериалы. Навля росла быстрее (здесь в 1902 году проживало уже более тысячи человек), а после открытия в 1904 году движения на участке железной дороги Навля — Конотоп и сквозного маршрута Москва — Киев станция и поселок при ней стали расти еще заметнее.
      Из особенностей сословного состава Карачевского уезда можно отметить большую, чем в других уездах восточной Брянщины, численность купечества (свыше 500 человек). В самом Карачеве в конце XIX века было столько же купцов, сколько в Брянске и Севске, вместе взятых, и почти в 4 раза больше, чем в Трубчевске.
      Национальный состав населения уезда был однородным, с абсолютным преобладанием русских. Значительно меньше, чем в соседнем Брянском уезде, здесь было евреев (около 330), поляков (примерно 300), украинцев (около 160) и белорусов (менее 150), причем преобладавшие среди поляков, украинцев и белорусов крестьяне жили здесь не постоянно, а находились на временных работах.
      На территории Севского уезда располагалось 14 волостей: Литовенская (центр — село Девичье), Апраксинская (центр — село Брасово), Крупецкая, Шаровская, Радогощская, Литижская, Селечинская, Алешковская, Орлинская, Чемлыжская, Стрелецкая, Витичская, Подывотская и Лемяшовская.
      Среди селений Севского уезда преобладали довольно крупные (в среднем — от 500 до 1500 жителей), но были и более значительные. От двух до трех тысяч жителей насчитывалось в селах Брасово, Чемлыж, Зёрново, Невдольск, Доброводье, а в Селечне и Новоямском (слободе Новоямской) — свыше 3 тысяч. В городе Севске в начале XX века проживало более 9 тысяч человек, но дальнейшего развития город не получил, так как железные дороги обошли его стороной.
      По общей численности жителей (152 тысячи человек) Севский уезд заметно уступал Брянскому, но превосходил Карачевский и Трубчевский. Среди восточных уездов Брянщины он был третьим по числу дворян, купцов и мещан, а вот по численности духовенства (свыше 1100 человек) опережал все остальные уезды.
      Число нерусских жителей в Севском уезде было невелико: 950 белорусов, свыше 530 украинцев, около 250 евреев, по полусотне с небольшим поляков и цыган.
      Восточную часть современного Брасовского района занимали три волости Дмитровского уезда: Хотеевская, Глодневская, Веребская.
      Будучи вторым среди восточных уездов по территории, Трубчевский уезд почти по всем показателям занимал последнее, четвертое место. Наименьшим было число уездных жителей (немногим более 130 тысяч), в том числе и жителей города Трубчевска (около 7 тысяч). Меньше, чем в других уездах, было здесь дворян, духовенства, купцов, мещан, крестьян. Меньшим было и общее количество нерусских жителей, украинцев — свыше 300, евреев — около 400.
      Трубчевский уезд делился на девять волостей. На правом берегу Десны располагались Красносельская, Уручьенская, Семячковская, Юровская, Усохская, Стрелецкая и Селецкая волости (последние занимали некоторые территории и на другом берегу реки), а основная часть деснянского левобережья относилась к обширным Пролысовской и Краснослободской волостям.
      Из центров волостей лишь Усох был среди самых больших по числу жителей селений уезда, а остальные с населением от 2 до 2,5 тысяч человек находились на окраинах уезда и не являлись волостными центрами: Глыбочка (сейчас — в Трубчевском районе), Горожанка и Негино (в Суземском), Алешенка (в Навлинском), Семцы (в Почепском районе). Еще одно из таких селений — село Алтухово (Алтухова Слобода) находилось на стыке Трубчевского и Севского уездов.
      В конце XIX — начале XX веков по северу и востоку Трубчевского уезда прошли две железнодорожные линии: Брянск — Гомель и Навля — Конотоп. Новых крупных поселков при них не появилось, но такие селения, как Выгоничи, Алтухово, Кокоревка, Суземка, где возникли станции, начали развиваться быстрее.
      Западные уезды.
      Территорию западной части современной Брянщины в XIX — начале XX веков составляли четыре уезда Черниговской губернии: Мглинский, Новозыбковский, Стародубский и Суражский. Все они были меньше, чем соседние Брянский или Трубчевский уезды, но занимали достаточно значительные площади: Суражский — свыше 3,6 тысячи квадратных верст, Новозыбковский — 3,35 тысячи квадратных верст, Мглинский — 3,32 тысячи квадратных верст, Стародубский — около 2,9 тысячи квадратных верст.
      Сложнее характеризовать население этих уездов, поскольку первичные документы переписи 1897 года не сохранились, а опубликованные итоговые материалы в различных изданиях конца XIX века иногда существенно противоречат друг другу.
      Общая численность жителей западных уездов Брянщины к концу XIX века была такова: Суражский уезд — около 190 тысяч человек, Новозыбковский — свыше 170 тысяч человек, Стародубский — около 145 тысяч, Мглинский — около 140 тысяч человек. В пореформенные годы наиболее высокий темп прироста был в Суражском уезде (около 80%), наименьший — в Стародубском (менее 30%).
      В Мглинском уезде крупнейшими населенными пунктами были Мглин и Почеп, официально именовавшийся местечком, но бывший по существу городом. В пореформенные десятилетия Мглин приостановился в своем развитии, а по числу жителей даже попятился назад (в 1860-е годы здесь проживало более 8 тысяч человек, а к концу XIX века — 7,7 тысячи). Почеп, рядом с которым прошла Полесская железная дорога, напротив, стал развиваться значительно быстрее. В 1890-е годы он уже заметно опережал Мглин по числу жителей. В начале XX века эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась.
      Делился Мглинский уезд на 15 волостей: Кульневскую, Воробеинскую, Алексеевскую, Почепскую, Краснорогскую, Котляковскую, Старосельскую, Ивайтенскую, Павловскую, Нивнянскую, Костеничскую, Мглинскую, Шумаровскую, Романовскую и Балыкскую.
      В Стародубском уезде во второй половине XIX века темпы прироста населения заметно замедлились. Почвы здесь были более плодородными, чем в соседних уездах; в городах Стародуб и Погар, посадах Воронок, Лужки, Еленка существовали давние традиции ремесленного производства. Однако для пореформенного времени эти условия значили меньше, чем близость железных дорог и наличие крупных фабрик и заводов. А первая в уезде железная дорога (и то узкоколейная, с малой скоростью движения) была построена от Унечи до Стародуба только в 1900 годы, и существенной роли не играла. Все имевшиеся здесь предприятия и по объему продукции, и по числу работающих были мелкими и средними.
      Поэтому численность населения в городах и посадах уезда росла медленно или даже топталась на месте: в Воронке и Лужках число жителей колебалось в пределах 5,5—6 тысяч, в Погаре — около 5 тысяч, в Еленке — менее 3,5 тысяч. Что касается Стародуба, то в 1897 году число жителей в городе составляло около 12,5 тысяч (встречающаяся в публикациях цифра 26 тысяч ошибочна).
      Уезд делился на 12 волостей: Лыщичскую, Яцковскую, Гарцевскую, Юдиновскую, Погарскую, Гриневскую, Стародубскую, Нижневскую, Соловскую, Понуровскую, Кистёрскую и Чаусовскую.
      Суражский уезд, занимавший всю северо-западную часть Брянщины, был среди северных уездов Черниговской губернии наибольшим и по территории, и по числу жителей. Сам Сураж оставался всю вторую половину XIX — начало XX веков самым малым из уездных городов Брянщины по количеству населения (4—5 тысяч человек), и был для уезда лишь административным и отчасти культурным центром. В экономическом же отношении главным центром уезда был посад Клинцы (в конце XIX века около 12 тысяч жителей), который порой по аналогии с текстильным центром Англии называли "Манчестером Черниговской губернии". Еще один посад, Святск, более чем втрое уступал Клинцам по численности населения. От Святска не отставали такие крупнейшие села уезда как Ущерпье и Перелазы, да и в целом средняя численность жителей селений уезда была больше, чем в других уездах западной Брянщины. Из новых населенных пунктов, появившихся в конце XIX века и затем получивших значительное развитие, нужно назвать станцию Унечу на крайнем юго-востоке Суражского уезда.
      Существенный рост населения уезда объяснялся не только наличием многочисленных текстильных предприятий в Клинцах и соседней округе, не только прохождением здесь Полесской железной дороги, но и значительным развитием промышленности в сельской местности. В конце XIX века в уезде насчитывалось свыше 400 предприятий (особенно много — мукомольных, маслодельных, кирпичных). Для сравнения: в трех соседних уездах их было около 470. Если же сравнить общую стоимость произведенной за год продукции, то на предприятиях Суражского уезда она превысила 3,5 миллиона рублей, а в трех соседних уездах была менее 2,5 миллионов рублей.
      Территория уезда делилась на 15 волостей: Лотаковскую, Заборскую, Поповогорскую, Уношевскую, Гордеевскую, Буднянскую (центр — село Струговская Буда), Душатинскую, Ново-Дроковскую, Ляличскую, Кулагскую, Голубовскую, Тулуковскую, Ущерпскую, Петровобудскую, Верещакскую.
      Новозыбковский уезд по территории и населению в конце XIX — начале XX веков уступал Суражскому, но превосходил Мглинский и Стародубский. Однако, если исключить из его состава территории, которые сейчас относятся к Украине (местечко Семёновку и Семёновскую волость), то этого превосходства не будет. В состав уезда входили (без современных украинских территорий) два города (уездный Новозыбков и заштатный Новое Место), шесть посадов (Злынка, Климов, Митьковка, Тимошкин Перевоз, Чуровичи, Шеломы) и десять волостей (Старо-Бобовичская, Белоколодицкая, Людковская, Лакомобудская, Велико-Топальская, Брахловская, Ново-Ропская, Куршановичская, Мало-Щербиничская и Денисковская).
      Наибольшее значение из городских поселений уезда имел Новозыбков, население которого выросло за последнюю треть XIX века с 9 до 15 тысяч жителей. Он был и административным, и экономическим, и культурным центром уезда, а прошедшая рядом Полесская железная дорога заметно способствовала его дальнейшему развитию. Напротив, для города Новое Место и посадов Шеломы и Тимошкин Перевоз близость к уездному центру обернулась прекращением их роста. Так, если в 1860-е годы в Новом Месте проживало более 2 тысяч человек, то к концу XIX века — около 1,5 тысяч человек.
      Злынка, благодаря развитию промышленного производства и прохождению поблизости железной дороги, продолжала расти, и число ее жителей в 1890-е годы перевалило за 5 тысяч. В Климове, Митьковке, Чуровичах крупных предприятий не было, а преобладающими занятиями жителей были ремесло, торговля, огородничество и садоводство. Население Митьковки оставалось в пределах 2,5—3 тысяч, Чурович — около 4 тысяч. В посаде Климов число жителей в конце XIX — начале XX века колебалась от 5 до 7 тысяч человек. Открытие движения по железной дороге Новозыбков — Новгород-Северский, сделало здесь тенденцию роста населения более заметной. Крупным поселением (более 4,5 тысяч жителей) был Новый Ропск, который именовали то местечком (по прежнему статусу), то селом (по реальным занятиям населения). Вообще в Новозыбковском уезде число крупных селений (с двумя—тремя тысячами жителей) было достаточно велико — около двух десятков.
      Сложнее дать характеристику национального состава населения Западной Брянщины. В течение нескольких веков на этой территории шли сложные этно-демографические процессы, в результате которых произошло смешение русско-украинско-белорусских наречий, национальных традиций, бытовых особенностей. Поэтому ни одна из живших здесь групп славян не была этнически "чистой", и при проведении переписей населения сведения о национальной принадлежности легко менялись. К середине XIX века в Суражском уезде преобладали белорусы, в Мглинском и Стародубском - украинцы, в Новозыбковском было большее, чем в других уездах, количество русских (в раскольнических посадах русские составляли абсолютное большинство). Во второй половине XIX —начале XX веков активные миграционные процессы, а также усилившаяся политика "русификации" привели к тому, что русское население стало преобладающим в большинстве районов Западной Брянщины.
      ще одно отличие Западной Брянщины от Восточной состояло в более значительном числе еврейского населения (Черниговская губерния входила в так называемую "черту оседлости", отведенную евреям для жительства и включавшую 25 губерний на территории России и Царства Польского). Селились евреи чаще в городах и местечках, реже — в селениях и посадах; занимались ремеслом, торговлей (держали шинки или торговые лавки), ростовщичеством, в конце XIX — начале XX веков многие пополнили ряды местной интеллигенции, некоторые стали крупными финансистами, промышленниками, землевладельцами. В начале XX века евреи составляли более половины жителей в Сураже, около 40% — в Почепе и Мглине, около 30% — в Новозыбкове и Стародубе. Большая часть евреев придерживалась иудейской веры, но некоторые принимали христианство, что снимало все ограничения.
      Из других национальных меньшинств, проживавших на западе Брянщины, можно отметить поляков и немцев, но их число не было значительным. Количество поляков, белорусов, а также латышей и литовцев заметно увеличилось в 1915—1917 годы за счет беженцев Первой мировой войны.

"История Брянского края. XX век",
Горбачев О.В., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В.,
Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф., 2003 год.






 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова