Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Брянский край в годы Пятой пятилетки (1951-1955 годы)     


      Отдел пропаганды и агитации Брянского обкома КПСС. Специальный выпуск "Блокнота агитатора" (август-сентябрь) № 15-18, 1977 год.

***

      Промышленность.
      В соответствии с планом дальнейшего подъема промышленного производства увеличить государственные капитальные вложения в промышленность в 1951-1955 годы, примерно, в два раза по сравнению с 1946-1950 годами. Наряду с вводом в действие новых предприятий и агрегатов обеспечить увеличение мощностей действующих предприятий за счет их реконструкции, установки нового оборудования, механизации и интенсификации производства и улучшения технологических процессов. Использовать расширение существующих предприятий как важнейший резерв увеличения производства при меньших затратах. (Из Директив по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы)
      Пятый пятилетний план, принятый в 1952 году XIX съездом партии, предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства.
      В новом пятилетии трудящимся Брянщины предстояло завершить восстановление промышленности, так как некоторые ее отрасли еще не достигли довоенного уровня. Валовая продукция машиностроения и металлообработки в 1950 году составляла 96 процентов к довоенной, лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности - 95 процентов, легкой - 77, пищевой - 65 процентов.
      Надо было расширить производственные мощности Брянского паровозостроительного, Бежицкого сталелитейного, цементного заводов, комбината асбоцементных изделий, Брянского завода дорожных машин, текстильных фабрик Клинцов, Ивотского, Бытошского, Чернятинского стекольных заводов и других предприятий. Надлежало освоить выпуск паровых турбин, энергопоездов, новых марок цемента, сельскохозяйственных машин. Предстояло ежегодно вводить в действие по нескольку предприятии, крупных цехов. И забегая вперед, скажем, что эта задача была решена. За годы пятилетки сданы в эксплуатации Брянская бисквитная фабрика, Брянский фосфоритный завод, Новозыбковский птицекомбинат, Рогнединский льнозавод, цех мипоры на Брянском паровозостроительном заводе.
      Начали выпускать продукцию новый цементный и шиферный заводы, Брянский завод красного ржаного солода, швейная фабрика в Новозыбкове, Брасовский, Севский и Рогнединский пенькозаводы, Климовский крахмалопаточный завод, два маслозавода и другие предприятия.
      Трудящиеся области с большим воодушевлением взялись за выполнение пятого пятилетнего плана. И в первом же году достигли важного рубежа - было закончено восстановление промышленности. По сравнению с 1940 годом ее валовая продукция в 1951 году составила 103 процента.
      Сложную задачу пришлось решать в те годы коллективу Брянского паровозостроительного завода. С пятьдесят первого года он прекратил выпуск паровозов. Предстояло освоить производство паровых турбин, энергопоездов, изотермических вагонов и другой продукции. Это потребовало перестройки производственного процесса, ввода дополнительных площадей, установления современного уникального оборудования, организации новой технологии. В связи с этим возникла необходимость в переквалификации многих рабочих и инженерно-технических работников.
      Первая паровая турбина мощностью 12 тысяч киловатт была выпущена 25 сентября 1951 года. Так отметили машиностроители восьмую годовщину со дня освобождения области от фашистских захватчиков. Большой вклад в общий успех внесли слесарь коммунист Малороссиянцев, новаторы производства модельщики Коростелев и Черкасов, сталевар Тишин, формовщики Зименков, Лагерев и Бутримов, кузнецы Павлюков и Мышечкин, турбннисты Балахно и Кулашко, токарь Харламов, мастер Мезинов, конструкторы Княжкин, Бурмистров и Шаповалов, технологи Колоскин, Шустов, Клименко и многие другие.
      Новой производственной победой коллектива явилось создание первого энергопоезда. В апреле 1954 года он вышел из ворот завода и был направлен к месту своего назначения. До конца года машиностроители выпустили еще три энергопоезда, в 1955 году - 10, в 1956 — 13 и в 1957 - 17.
      Успешно было выполнено и такое важное задание, как проектирование и выпуск первого в СССР рефрижератора с машинным охлаждением. Совершенствовался энергопоезд. Усилиями конструкторов, переработавших узлы турбины, удалось уменьшить ее вес на 750 кг.
      На многих предприятиях Брянщины развернулось движение за непрерывный рост производства и использование внутренних резервов. Так, на Брянском цементном заводе машинисты вращающихся печей К. Хабаров, А. Непша, Я. Горбачев снимали по 25-26 тонн клинкера в час при норме 20,8 тонны. Рабочие асбошиферного завода тт. Фролов, Фетисов, Петракова, Фирсова и многие другие добились повышения проектной мощности агрегатов па 30-40 процентов. Бригадир седьмого стройучастка треста "Москиевтрансстрой" Д. Петров разработал и внедрил поточно-расчлененный метод штукатурных работ. Благодаря этому производительность труда штукатуров возросла в 1,5-2 раза.
      Одиннадцать годовых норм за четыре года пятилетки выполнил строгальщик паровозостроительного завода Д.И. Химченко. Он сконструировал многоместное приспособление, которое позволило обрабатывать не одну, как было раньше, подкладку турбины, а сразу десять.
      Инициатором Всесоюзного социалистического соревнования за работу на высоких скоростях вытягивания стекла выступили бытошские стеклоделы. В 1954 году па заводе достигли рекордных скоростей - вытягивали до 120 погонных метров в час, а мастер т. Косарев - 125 метров. Это была самая высокая в СССР скорость вытягивания стекла.
      На машиностроительных заводах широкое распространение получило скоростное резание металла. Например, токарь завода дорожных машин М. Рожков довел скорость резания до 600 метров в минуту. Около 30 металлорежущих станков этого завода были переведены на скоростное резание.
      Много новых прогрессивных методов работы внедрялось на железнодорожном транспорте. В 1952 году по инициативе старшего машиниста паровозного депо Брянск-II Л. Ушкалова на Брянском отделении дороги началось соревнование за вождение поездов с оценкой "Отличный рейс". Этот почин поддержали машинисты Н. Быркос, И. Устименко, С. Варламов, А. Лойко, К. Гунарь и другие. Старший машинист паровозного депо Брянск-II Я. Брызгалов возглавил движение за увеличение пробега локомотива между подъемочными ремонтами. Быстро внедрялось так же движение тяжелых поездов. Запевалами в этом деле были машинисты Герой Социалистического Труда М. Горохов, А. Ушкалов, Н. Быркос, М. Васин, Т. Аникушин и другие. Если в 1951 году по железным дорогам области было проведено 2178 тяжеловесных составов, то в 1953 году - 8161.
      Творческий труд работников стальных магистралей способствовал достижению высоких производственных показателей. Если в 1950 году было перевезено 3851 тысяча тонн грузов, то в 1955 году - 4494 тысячи тонн. Число отправленных пассажиров за эти годы с 7560 тысяч выросло до 8786 тысяч человек.
      В целом промышленные предприятия Брянщины завершили пятилетку досрочно, 23 ноября 1955 года. Объем производства увеличился вдвое, производительность труда возросла на 58 процентов.
      Замечательных результатов добились брянские машиностроители и металлообработчики. Объем выпускаемой ими продукции за пятилетие возрос в 2,4 раза. Их изделия получили известность в нашей стране и за ее пределами. Энергопоезда и турбины, автогрейдеры и асфальтоукладчики работали в Ташкенте и Воркуте, Владивостоке и Вильнюсе, Братске и Черновцах и т.д. Высокую оценку эти машины получили в Польше, Румынии, КНР, других странах мира.
      Производство продукции в деревообрабатывающей промышленности за пятилетку возросло в 2,9 раза, в торфодобывающей - в 2, в текстильной - в 2,1, в швейной - в 2,5, пищевкусовой - в 1,9 раза.
      За пятилетку выработка электроэнергии увеличилась в 2,1 раза, строительного кирпича - в 2, шифера - в 4,4, картона - в 2,2, шерстяных тканей - в 2,3, кожаной обуви - в 2, консервов - в 5,4 раза.
      Как и предыдущие, пятая пятилетка явилась для нашей страны новым крупным шагом на пути коммунистического строительства. Объем промышленной продукции увеличился за пятилетие на 85 процентов и в 1955 году превысил объем довоенного 1940 года в 3,2 раза. За 1951-1955 годы было построено 3200 крупных промышленных предприятий, в том числе крупнейшие электростанции, металлургические заводы, химические комбинаты. Вошла в строй первая атомная электростанция.



***

      Сельское хозяйство.
      Теперь, когда в нашей стране создана мощная технически совершенная тяжелая индустрия и значительно окрепли колхозы, имеются все условия для того, чтобы на этой базе обеспечить крутой подъем всех отраслей сельского хозяйства... (Из постановления сентябрьского (1953 года) Пленума ЦК КПСС)
      Пятый пятилетний план, принятый XIX съездом партии, предусматривал дальнейший подъем народного хозяйства, рост народного благосостояния. В этом важную роль должно было сыграть сельское хозяйство.
      Благодаря повседневной заботе партии о восстановлении хозяйства освобожденных районов сельское хозяйство Брянщины продвигалось вперед. К 1953 году посевная площадь колхозов, совхозов и других государственных хозяйств превысила довоенный уровень, увеличилась численность поголовья продуктивного скота. Больше чем до войны было произведено продукции животноводства, по производство продукции земледелия еще не достигло довоенного уровня. Возросла оснащенность сельского хозяйства техникой: количество тракторов увеличилось в 1,8 раза, зерноуборочных комбайнов - в 2,3 раза против довоенного уровня.
      Однако возможности сельского хозяйства еще использовались далеко не полностью. Анализ причин отставания сельского хозяйства, конкретные меры по его дальнейшему развитию были намечены сентябрьским (1953 года) Пленумом ЦК КПСС, последующими решениями партии.
      Уже в 1954-1955 годы сельское хозяйство области получило 1166 тракторов, 1137 грузовых автомашин, 1179 картофелеуборочных комбайнов и много другой техники. В десять раз по сравнению с 1945 годом увеличилось количество зерноуборочных комбайнов.
       По призыву партии на работу в село отправились лучшие представители рабочего класса и интеллигенции Брянщины - около 400 человек. Среди них был и С.Я. Халявин, работник "Заготзерно", возглавивший новозыбковский колхоз "Коммунар" и выведший его из отстающих в число передовых хозяйств нашей области. Каждый гектар здесь стал давать зерна в три-четыре раза больше.
      Оказывали помощь селу промышленные предприятия области. БМЗ, например, освоил выпуск сеялок, лафетов и запасных частей для тракторов. Завод построил и сдал в эксплуатацию три машинно-тракторные станции. Коллектив дормаша только в одном 1954 году поставил на село почти 12 тысяч окучников-культиваторов, несколько тысяч колосоподъемников к комбайнам, 160 кусторезов.
      В 1954 году началось освоение целинных земель. В марте Брянщина направила на восток первый эшелон молодых покорителей новых земель - 220 комсомольцев.
      Успешное развитие промышленности и сельского хозяйства дало возможность увеличить за пятилетие по стране производство предметов потребления на 76 процентов, что означало рост по сравнению с довоенным уровнем более чем в два раза.
      В трубчевском колхозе имени Фокина, например, валовой сбор зерновых удвоился, денежные доходы возросли в 8 раз.
      И еще примечательный факт. К концу пятилетки на Брянщине насчитывалось всего 15 доярок, которые получали от каждой коровы свыше двух тысяч килограммов молока, а уже через год их число превысило 500 человек. Среди них были М.И. Радченко из новозыбковского колхоза им. Жданова, М.Г. Терехова из брянского колхоза имени Ленина, Э.Н. Щеглова из выгоничского колхоза имени Кирова и многие другие.



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова