Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Основные этапы развития профессионально-технического образования     


     С первых шагов Советской власти Коммунистическая партия придавала первостепенное значение подготовке рабочих кадров. В июне 1919 года, в разгар гражданской войны, Советское правительство наметило меры по распространению профессионально-технических знаний. В этом документе отмечалось, что необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений (1Народное образование в СССР. М., "Просвещение", 1967. с. 243).
     Ленинские идеи об обучении и воспитании советской молодежи явились той теоретической базой, на которой строилась подготовка рабочих кадров Страны Советов. В первые же годы после революции во многих промышленных центрах страны стала создаваться, а затем бурно расти сеть учебных заведений. Если в 1918-1919 годах имелось 240 профессиональных и ремесленных школ, то уже в 1919-1920 годах их стало 640. В них обучалось 32,6 тысячи учащихся (Забелин Н.Н. Народнохозяйственное значение государственных трудовых резервов. М., Трудрезервиздат, 1959, с. 11).
     XI съезд РКП (б), состоявшийся в 1922 году, подчеркнул назревшую необходимость создания нового типа профессиональной школы, которая смогла бы более эффективно объединить обучение производству с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием (3КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ч. 1, изд. 7. М., Госполитиздат, 1954, с. 640-641). Такой школой нового типа стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые только за годы довоенных пятилеток подготовили 2 350 тысяч квалифицированных рабочих (Блинчевский Ф. Л., Зеленко Г. И. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР. М., 1957, с. 49). Ими руководил главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), созданный в системе Народного Комиссариата просвещения.
     Брянщина была крупным промышленным районом советской республики, потому и здесь создаются школы фабрично-заводского ученичества. Такая школа была создана в 1922 году на базе завода "Красный Профинтерн". Через год подобные учебные заведения стали действовать на Брянском арсенале и Стодольской суконной фабрике в городе Клинцах (Трошин Е., Скалабо М. Шаги пятилеток. Приокское книжн. изд-во, 1972, с. 41-42; Брянщина - кузница рабочих кадров. Брянск, 1967, с. 3-4).
     Школы ФЗУ создавались при крупных предприятиях. Учащиеся зачислялись в заводской штат и становились полноправными рабочими. По Положению в школы ФЗУ должна была приниматься молодежь с семилетним образованием. Но в то время подавляющая часть подростков была малограмотной, и поэтому образовательный уровень для поступающих был не ниже 4-х классов. Но зато срок обучения был установлен от двух до четырех лет. В школах, помимо производственного обучения, много внимания уделялось и общеобразовательным дисциплинам. Учащиеся наряду с профессиональной подготовкой получали сравнительно широкие общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, которые содействовали их дальнейшему производственному росту.
     В дальнейшем партия неоднократно подчеркивала значение всемерного развития и укрепления школ ФЗУ для подготовки "нового коммунистического поколения квалифицированных и классовосознательных рабочих" (6КПСС в резолюциях и решениях... Ч. 1, изд. 7, с. 755).
     Однако одни школы ФЗУ не могли полностью удовлетворить постоянно растущие потребности народного хозяйства в кадрах рабочих. Поэтому, кроме них, в 20-е годы возникли профтехшколы, учебно-производственные мастерские, различного рода курсы, индивидуально-бригадное обучение на производстве. В годы первой и второй пятилеток при каждом вновь строящемся предприятии, как правило, одним из первых воздвигалось здание школы фабрично-заводского ученичества, где уже в ходе строительства завода или фабрики готовились кадры рабочих. Только в течение 1930-1933 годов было выстроено около тысячи новых школ ФЗУ (7 Москатов П.Г. Государственные трудовые резервы - основной источник пополнения рабочего класса СССР. М., "Знания", 1955, с. 7).
     Достигнув своего наибольшего развития в 1932 году, сеть учебных заведений фабрично-заводского ученичества начинает резко сокращаться. В результате в 1938/39 учебном году в стране насчитывалось уже только 1535 школ с 242,4 тысячи учащимися (Народное образование в СССР, с. 246). Этот процесс характерен и для Брянщины.
     В результате между ростом производства и количеством обученных рабочих стал наблюдаться разрыв.
     Крупные недостатки в деятельности фабрично-заводского ученичества наиболее отчетливо проявились в третьей пятилетке, когда стало ясно, что старая система подготовки рабочих кадров в школах ФЗУ не отвечает требованиям дня. Крайняя децентрализация в руководстве школами (ими занимались различные предприятия, тресты, комбинаты и другие хозяйственные органы) чрезвычайно затруднила перспективнее планирование подготовки кадров, исключала единый государственный подход к профессионально-техническому образованию и т.д. Кроме того, в принципиальных и основных вопросах технической учебы наблюдались путаница и разнобой. Каждый наркомат разрабатывал "свои" учебные планы по одним и тем же специальностям, издавал «свои» учебники. Положительный опыт преподавания не обобщался из-за запущенности учебно-методической работы (Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока накануне Великой Отечественной войны. М., Изд-во "Наука", Сибирское отделение. Новосибирск, 1966, с. 123).
     Все это требовало незамедлительной перестройки обучения. И это было сделано. 2 октября 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О государственных трудовых резервах СССР", который положил начало созданию стройной системы профессионально-технического образования. В соответствии с Указом все учебные заведения были переданы в ведение единого государственного органа — Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, созданного на основе постановления Совнаркома от 2 октября 1940 года (Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 годы). М., Гоополитиздат, 1967, т. 2, с. 776).
     Государство полностью брало на себя материальное обеспечение учащихся во время учебы. Для школ отводились учебные здания, общежития, столовые, подбирался новый состав преподавателей и мастеров производственного обучения. На Брянщине в то время было создано девять учебных заведений трудовых резервов: два ремесленных, железнодорожное и школа ФЗУ в Брянске, а также училища и школы ФЗО в Клинцах, Унече, Дятькове и Белых Берегах.
     С первых дней Великой Отечественной войны учебные заведения трудовых резервов перестроили свою работу применительно к условиям военного времени, и они сыграли исключительно важную роль в обеспечении военной экономики страны квалифицированными кадрами. За первые пять лет своего существования, совпавших в основном с военными годами, училища и школы подготовили и передали народному хозяйству около 2475 тысяч молодых рабочих (25 лет государственной системе профессионально-технического образования СССР. М., "Высшая школа", 1965, с. 7). Из них учебными заведениями Брянщины - около трех тысяч человек (Брянская область за 50 лет. Стат. сборник. Брянск, 1967, с. 153).
     В годы войны учащиеся трудовых резервов осваивали профессию в основными за станками. Об этом говорят такие факты. Только в самый трудный 1941 год они произвели продукции и выполнили различных работ на 615 миллионов рублей, в 1942 году - на 1052,8 миллионов рублей ("Коммунист", 1965, № 6, с. 24).
     Героизм в труде проявили и воспитанники училищ Брянской области, которые в августе 1941 г. были эвакуированы в Новосибирск. На фабриках, заводах, стройках, в шахтах они заменили ушедших на фронт взрослых рабочих. В неимоверно трудных условиях молодые рабочие быстро овладевали сложнейшими профессиями и давали для фронта снаряды, мины, бомбы, патроны, оружие. После освобождения нашего края от немецко-фашистских оккупантов здесь сразу же создаются училища и школы ФЗО. В 1944 году их уже было 14, в которых обучалось 1800 человек (Брянщина - кузница рабочих кадров, с. 6).
     В годы Великой Отечественной войны было создано несколько новых типов учебных заведений государственных трудовых резервов. На основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года организовывались специальные ремесленные училища для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов. В них принимались дети в возрасте 12-13 лет. Обучение строилось по 4-летней программе, в ходе которого учащиеся получали общее семилетнее образование и производственную квалификацию 4-5 разряда по избранной специальности (КПСС в резолюциях и решениях... Ч. III, изд. 7, с. 468-471). Организация подобных учебных заведений во время войны и значительное расширение их сети в последующие годы были проявлением заботы партии и правительства о детях, оставшихся без родителей.
     Для подготовки механиков МТС и квалифицированных рабочих машинно-тракторных мастерских и ремонтных заводов Наркомзема СССР в это же время создавались ремесленные училища и школы ФЗО механизации сельского хозяйства.
     Советская система профессионально-технического образования пересматривалась в соответствии с новыми экономическими задачами и в последующие годы. Развернутая программа по подготовке рабочих кадров в послевоенные годы дана в постановлении Совета Министров СССР от 30 сентября 1946 года "О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО" (Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917—1967 гг.). Т. 3, с. 341-349). В соответствии с этим постановлением только в 1947 году было вновь организовано 253 ремесленных и железнодорожных училища на 74,7 тысячи учащихся и 399 школ ФЗО на 89,2 тысяч человек. Открылись они и на Брянщине. Так, в 1948 году здесь уже работало 29 школ ФЗО, девять ремесленных и одно железнодорожное училище. В них обучалось 7819 учащихся. Только за 1946-1947 годы ими было подготовлено для нужд народного хозяйства 10 688 молодых рабочих (ГАБО, ф. 2419, оп. 1, д. 98, л. 81).
     Высокие темпы технического и социального прогресса требовали для новых отраслей народного хозяйства все более высокой квалификации, рабочих. В системе трудовых резервов создается новый тип учебных заведений - технические училища. Они предназначались для подготовки наиболее высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала из юношей и девушек с обязательным средним образованием. В 1954-1955 годы в Брянской области было образовано пять подобных училищ с контингентом учащихся около 1 500 человек (ТА БОУПТО. История профтехобразования на Брянщине, 1970). За 1954-1963 годы они передали народному хозяйству 11 418 квалифицированных рабочих (Текущий архив Брянского областного статуправления (ТАБОСУ). Отдел труда и зарплаты. Дело "Динамические ряды по статистике труда и зарплаты", ч. II, л. 56; ТА БОУПТО. История профтехобразования на Брянщине, 1970; ГАБО, ф. 280, оп. 1, д. 35, л. 8).
     В связи с увеличением объема капитального строительства, дальнейшей индустриализацией строительных работ в народном хозяйстве выросла потребность в рабочих-строителях. И по всей стране создается сеть школ, готовящих их. На Брянщине было открыто таких школ девять.
     После сентябрьского (1953 год) Пленума ЦК КПСС претерпела изменения и подготовка кадров сельских механизаторов. Школы механизации министерства сельского хозяйства были преобразованы в училища механизации трудовых резервов со сроком обучения механизаторов в 1-2 года (КПСС в резолюциях и решениях... Ч. III, изд. 7, с. 640-641). В 1959 году в стране действовало таких училищ уже более 880 с контингентом учащихся в 222,7 тысяч человек (Шарапов В. В. Пути совершенствования подготовки рабочих кадров. М., "Высшая школа", 1967, с. 43). В восьми училищах механизации Брянской области в это время обучалось 2767 человек.
     Возникали и другие типы учебных заведений. Так, в 1959 году в систему государственных трудовых резервов входили: ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, художественно-ремесленные училища, ремесленные училища по механизации сельского хозяйства, училища механизации сельского хозяйства, технические училища, школы фабрично-заводского обучения и школы фабрично-заводского ученичества. Всего более десяти типов.
     Учебные заведения отличались друг от друга специальностями, по которым подготавливались рабочие, сроками обучения, возрастом и образованием принимаемой молодежи, материальным обеспечением учащихся, общественным положением поступающих (воспитанники детских домов, сироты и т.д.).
     Такое многообразие типов и форм учебных заведений не было случайным. Их появление обусловлено действием целого ряда исторических и социально-экономических факторов, связанных с послевоенным состоянием народного хозяйства страны.
     Небывало сложную и вместе с тем ответственную роль в социально-экономическом развитии страны системе профтехобразования предстояло сыграть в условиях развитого социализма. Программа КПСС, решения XXIII и XXIV съездов партии определили пути дальнейшего совершенствования профессионально-технического образования, перед которым были поставлены задачи: осуществлять и впредь планомерную подготовку наиболее квалифицированных рабочих, тружеников села и целенаправленное коммунистическое воспитание последних; наряду с профессиональной подготовкой обеспечить общее среднее образование учащейся молодежи.
     Технический прогресс производства предъявляет высокие требования к рабочей квалификации, особенно в промышленности. Подсчитано, что 2/3 новых промышленных рабочих нуждаются в основательной профессиональной подготовке в стационарных учебных заведениях ("Правда", 1968, 24 июля). От рабочего требуются большие знания, а его труд все более приближается к труду инженерно-технического персонала. Затраты преимущественно умственного труда даже у станочников, обслуживающих некоторые виды современного оборудования, составляют 75-83 процента (Кревневич В.В. Влияние научно-технического прогресса на изменение структуры рабочего класса СССР. М., "Наука", 1971, с. 154). Однако, несмотря на то, что уровень квалификации работающих год от года увеличивается, темпы повышения их квалификации все-таки отстают от возрастания сложности работ. Если в 1959 году разрыв между средними разрядами рабочих и выполняемых ими работ составлял 0,5 разряда, то в 1965 году уровень квалификации рабочих был ниже сложности работ на 0,69 разряда (Жамин В.А., Егиазарян Г.А. Эффективность квалифицированного труда. М., "Экономика", 1968, с. 16).
     Одной из важнейших причин недостаточного уровня подготовки части рабочих явилось отставание постановки учебного процесса в профессионально-технических училищах от возросших требований производства. Многие учебные заведения трудовых резервов были оторваны от предприятии, производственное обучение осуществлялось преимущественно в учебных мастерских с устаревшим оборудованием.
     "Недостаточный профессионально-технический уpoвень части рабочих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост производства", — отмечалось в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятого Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года. Поэтому особо важное значение приобретает развитие профессионально-технического обучения молодежи и улучшение качества подготовки кадров.
     Поэтому в соответствии с Законом учебные заведения трудовых резервов преобразовывались во второй половине 1959 года в систему профессионально-технического образования, перед которой была поставлена основная задача: подготовка рабочих кадров для всех, а не только ведущих, как это было ранее, отраслей народного хозяйства. Создавались два типа профессионально-технических училищ - городские и сельские. В них был установлен срок обучения: в городских – 1-3 года, в сельских – 1-2 года.
     Переход к новой системе образования осуществлялся не сразу, а по мере создания необходимых условий для подготовки будущих рабочих. В ходе реорганизации осуществлялась не только перестройка руководства профессионально-техническим образованием, происходило также укрепление его учебно-материальной базы, пересматривалось размещение училищ, совершенствовались учебные планы, программы и другая методическая документация.
     В 1959-1961 годы Брянский обком КПСС неоднократно анализировал работу учебных заведений, состояние их учебно-воспитательной и производственной деятельности. Были вскрыты существенные недостатки профессионального обучения молодежи, в силу которых Брянская область испытывала значительные затруднения в обеспечении промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта грамотными рабочими кадрами. В результате принятых мер перестройка профессионально-технического образования Брянской области была закончена в 1963 году. Подавляющая часть учебных заведений в основном отвечала требованиям положения о городских и сельских профтехучилищах.
     За последние годы в нашей стране получили свое развитие новые формы профессионально-технической подготовки рабочих кадров. Одна из них — вечернее (сменное) профессионально-техническое образование. В вечерние училища принимались рабочие, имеющие не менее 7 классов. В течение 1—3 лет слушатели училищ изучали специальные и общетехнические дисциплины, проходили курс по новой технике и технологии производства. Значительное время отводилось на освоение передовых приемов труда в учебных мастерских и лабораториях, а также в цехах предприятий. Кроме вечерних училищ, которые создавались при крупных предприятиях, были организованы вечерние отделения при профессионально-технических учебных заведениях. За 1961—1970 годы в вечерних (сменных) училищах и отделениях Брянской области прошли обучение 10 124 рабочих (ТАБОСУ. Отдел труда и зарплаты. Дело "Динамические ряды по статистике труда и зарплаты", ч. II, л. 64).
     Постоянно заботясь о профессиональной подготовке кадров, Брянская партийная организация руководствовалась ленинским указанием о том, что в период коммунистического строительства необходим переход "к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 33). Объективно осуществлению этой задачи способствовали значительные изменения в общеобразовательном уровне молодежи, поступающей в профессионально-технические учебные заведения. С каждым годом в училища приходит более грамотная молодежь. В 1970 году, например, из 13144 юношей и девушек, поступивших сюда на учебу, десятиклассники составляли 22,7 процента, 11 процентов - с семилетним образованием, остальные - с восьмью классами и выше (ТАБОУПТО. Плановый отдел. Сводные статотчеты (ф. № 3) за I— IV кв. 1970 г.). Это позволило значительно увеличить число профессий, по которым велась подготовка молодежи. Если в 1944 г. в системе Брянского областного управления профтехобразования учащиеся овладевали всего лишь 25 профессиями, то в 1962 - 68, в 1970 году - 120 профессиями (ТАБОУПТО. История профтехобразования Брянщины, 1970; О развитии профтехобразования за 1966-1970 годы. Брянск, 1971, с. 6).
     Постепенное повышение общеобразовательного уровня учащейся молодежи позволило начать подготовку рабочих со средним образованием. В 1966 году вновь возникла необходимость в организации сети технических училищ, предназначенных для молодежи со средним образованием. Хотя обучение в технических училищах не всегда отличалось от обычных профтехучилищ, эти учебные заведения пользуются популярностью у юношей и девушек. Выпуск молодых специалистов из технических училищ увеличивается из года в год. Если в 1967 году в системе Брянского областного управления профессионально-технического образования ими было подготовлено 536 квалифицированных рабочих, то в 1970 году уже 1399 (ТАБОСУ. Отдел труда и зарплаты. Дело "Динамические ряды ио статистике труда и зарплаты", ч. II, л. 62).
     Важнейшее, принципиально новое значение для дальнейшего развития системы профтехобразования имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1969 года "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы професссионально-технического образования". В нем предусмотрено постепенное преобразование учебных заведений профтехобразования страны в училища с 3 - 4-летним сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих кадров со средним образованием наиболее сложных профессий.
     В Брянской области сеть подобных училищ непрерывно растет. В 1972/73 учебном году в области действовало 17 средних профтехучилищ с контингентом учащихся в 7 350 человек, что составило соответственно 53 и 38 процентов к общему числу училищ и обучающихся в них (ТАБОУПТО. Материалы педконференции работников БОУПТО. 1973, август).
     Непрерывное совершенствование стационарной формы подготовки рабочих кадров в условиях развитого социализма привело к заметному росту сети учебных заведений. Если на 1 января 1959 года в Брянской области действовало 28 различного рода профтехучилищ с 8063 учащимися, то на этот же период 1971 года число их составило соответственно 35 и 18500 (ГАБО, ф. 280, oп. 1, д. 35, л. 72; ТАБОСУ. Отдел труда и зарплаты. Дело "Динамические ряды по статистике труда и зарплаты", ч. II, л. 57). Таким образом, сеть учебных заведений увеличилась на 25 процентов, а обучающихся в них - в два с лишним раза. Это говорит о том, что училища стали крупнее, они имеют хорошую учебно-производственную базу, более квалифицированный преподавательский состав. Это позволило значительно увеличить выпуск молодых рабочих. В 1970 году дневные профтехучилища окончило 12166 юношей и девушек против 5 204 человек в 1959 году, или в 2,3 раза больше. За 1959-1970 годы в народное хозяйство было направлено 102 152 квалифицированных рабочих (ГАБО, ф. 280, оп. 1, д. 35, лл. 8, 142, 190, 234; ТАБОСУ. Отдел труда и зарплаты. Дело "Динамические ряды по статистике труда и зарплаты", ч. II, лл. 62-63). А всего в системе профтехобразования Брянской области с 1941 по 1970 год подготовлено 186 тысяч рабочих (Брянская область за 50 лет, с. 153; О развитии профтехобразования за 1966-1970 гг., с. 4).
     Но, несмотря на успехи в обучении рабочих в системе профессионально-технического образования, они еще уступают по темпам своего развития от подготовки кадров непосредственно на производстве. Через различные формы производственного обучения в Брянской области до сих пор готовится примерно в два раза больше рабочих кадров, чем в профессионально-технических учебных заведениях. А это значит, что необходимо установить наиболее целесообразное соотношение между развитием экономики области и ростом контингента учащихся профтехучилищ по наиболее необходимым не только сегодня, но и в перспективе специальностям.
     В заключение можно отметить, что система профтехобразования страны в целом и нашего края, в частности, создавалась на всем протяжении существования социалистического государства. В зависимости от социально-экономических задач и неуклонного изменения характера требований к квалификации рабочего выбирались те или иные формы профессионального обучения. Их выбор диктовался необходимостью улучшения качества обучения молодых рабочих, повышением общеобразовательного уровня учащейся молодежи и т.д. Новым проявлением заботы партии и правительства об усилении роли профтехучилищ в подготовке достойной смены рабочего класса явилось июньское 1972 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования".
     Г. И. Каретин, кандидат исторических наук.
     Брянский краевед, выпуск 7, 1974 год.





 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова